03.10.2019

Фестиваль еды «Есть!» 2019

30 и 31 августа в Томске прошел первый гастрономический фестиваль еды «Есть!». Конечно, вся редакция, наши знакомые и знакомые знакомых побывали там и получили свою порцию вкусного счастья. Мероприятие оказалось действительно очень крутым. Мы решили узнать всю правду о том, что такое фестиваль, как его подготовить и как получить такой результат.

IMG_0965.jpg

У кого узнали? Конечно, у самых главных. Четверых гастробоссов — идеологов этого проекта. Девушек, которые, надеясь только на свои силы, решили организовать такой праздник, и если честно — сделали это на высочайшем уровне!

Оксана Березина — финансовый директор фестиваля @oksanaalbina
Дарья Буркотова — директор по маркетингу @daria.burkotova
Маргарита Горезина — директор по работе со спонсорами и общим вопросам @margarita_gorezina
Марина Вшивкова — технический директор @marinavshivkova
Наталья Альтмаер — главный редактор журнала @natasha_altmaer
Валерия Солодухина — продакшн-редактор журнала @valeriya_soloduhina
@festival_edi_tomsk

— Девочки, давайте начнем с главного! Все свои замыслы удалось реализовать?
Маргарита: Получилось всё, что планировали, и даже больше. 
Оксана: Да, получилось сверх ожиданий. Они были более спокойные. Задумывался фестиваль не столь крупным событием, но в рамках подготовки масштаб его всё разрастался, и мы уже не могли остановиться. (Улыбается.) Сначала хотели, чтобы на нем была представлена только еда, потом всё начало дополняться классными идеями: интерактивы, лекторий, детская зона. И конечно, мы даже мечтать не могли, что к нам приедет Президент Профессионального ресторанного альянса «РЕАЛ», ресторатор, совладелец HURMA Group Дмитрий Левицкий, но и это случилось. Почему так произошло? Наверно, потому что мы оказались гибкими, с легкостью принимались за всё, были готовы к изменениям.
Маргарита: План у нас, конечно, был. Но в том-то и наша сила, что мы были открыты всему новому и хотели сделать очень крутое мероприятие.
Марина: В эмоциональном плане отдача оказалась гораздо больше, чем мы предполагали изначально. 
Дарья: У меня эмоции двоякие. Мы вышли на совершенно иной уровень — и от этого, конечно, получили огромное удовлетворение. С другой стороны, чувствуется сильное истощение: отдавая все ресурсы, чтобы сделать фестиваль именно таким, каким он вышел, мы не предполагали, что он заберет у нас столько времени, энергии, сил. Получилось количественно очень масштабно, но и качественные показатели высокие. Какие отзывы мы слышали? Очень много красивых людей, движуха, вкусная еда, полезные мастер-классы, стильная тусовка… Лично я была готова ко всему: могло произойти что угодно. Но всё в итоге прошло гладко, наверное, благодаря нашему огромному опыту, тому, что мы выложились по полной, душой искренне болели за результат. Всё сложилось, хотя мероприятие такого формата мы проводили впервые.

— Каждая из вас отвечала за что-то конкретное?
Марина: Да, мы сразу поделили зоны ответственности. Хотя в процессе подготовки было много пересечений, и подчас было непонятно, кто конкретно должен решать определенную задачу. Но мы не перекидывали задания друг на друга: брались за всё, помогали, кто как мог. Интересно, что за эти 4 месяца у каждой из нас пик работы пришелся на разное время. Например, Рита занималась поиском спонсоров, и у нее самым активным был первый месяц. А у меня — итоговый этап, когда технику монтировали. Все мы на протяжении этих 4 месяцев подготовки были на связи 24/7.

IMG_0583.jpg

— Для чего вы вообще придумали этот фестиваль?
Оксана: Цель фестиваля — показать гастрономию нашего города, культуру питания, вывести первых лиц наших заведений «к людям». Второе — наш фестиваль называется «Фестиваль городских ресторанов». Не только мы, как идеологи, готовы двигать гастрономию в нашем городе, но и сами заведения хотят активного развития. Именно поэтому они вышли на площадку, знакомились с гостями, общались. Здорово, что они поверили нам. Отрасль гастрономии у нас не прокачана, и глобальная задача — построить в Томске ресторанное сообщество. Построив его, мы сможем его развивать. А когда эта сфера у нас будет сильная, это позволит привлекать в наш город большее количество туристов, повысит уровень доверия гостей к заведениям и к ресторанному бизнесу вообще. Фестиваль призван помочь решить проблему и с персоналом, доказать, что и в этой сфере любой человек может развиваться.
Маргарита: Развитость этой отрасли на самом деле показывает уровень развития города и страны в целом. Томск — интересный, красивый, самобытный город с большим потенциалом, но несколько закрытый. Многие идеи к нам приходят позже и внедряются дольше. Хочется изменить его имидж, сделать его более современным для населения, престижным для тех, кто хочет переехать сюда. Мы хорошо знаем и понимаем именно гастрономическую сферу и хотим через нее «раскачать» город, сделать его другим. Ведь здесь мы живем, здесь наши семьи, бизнесы, друзья. 
Дарья: По статистике на одного человека у нас заведений больше, чем в Новосибирске. Вот мы и хотим превратить Томск в гастрономическую столицу Сибири, сделав акцент на их качестве. Федеральные сети у нас плохо приживаются, а вот локальные концепции — с идеей, атмосферой, своей стилистикой — работают хорошо. В Москве, например, функционируют в основном сети. А в Питере — небольшие заведения с творческим подходом. Да, достичь быстро этой цели непросто. Но мы готовы работать в этом направлении. Наш прекрасный город надо разукрашивать! (Улыбается.)
Оксана: Очень хорошо, что мы уже этим фестивалем обратили на себя внимание и Администрации города, и его жителей. Мы заявили о себе.
Маргарита: Первый фестиваль вызвал интерес и в соседних регионах. У нас были рестораторы из Новосибирска, участники фудкорта, просто гости, которые приехали на него специально.

IMG_0679.jpg

— Это мероприятие было организовано именно вами, без участия городских властей?
Марина: Да, именно нами и командой. Томская администрация очень помогла нам с оборудованием, нас максимально поддерживали, консультировали, предоставляя все необходимое. К нам официально приходил заместитель мэра по экономическому развитию Михаил Аркадьевич Ратнер, для которого мы провели экскурсию по площадке.
Маргарита: Сначала нам было страшно ходить во все эти инстанции, но потом мы поняли, что там тоже работают люди, заинтересованные в том, чтобы мероприятия такого уровня в Томске были, и чтобы они проходили здорово.
Оксана: Еще раз хочу подчеркнуть, что мероприятие, которое мы провели, это полностью наше детище. Вот эти четыре девочки в нашем лице и есть организаторы. (Улыбается.)
Дарья: Над фестивалем-2020 мы начнем работу уже в этом году, чтобы подойти к нужной дате с необходимыми ресурсами. Площадку open air тоже начнем искать уже сейчас — у нас с большими пространствами на самом деле непросто в городе. 

— Это для вас коммерческий проект?
Оксана: Это проект не коммерческий, но и не благотворительный. Мы не заработали на нем ничего, более того — ушли в существенный минус. Но наши личные затраты — это наша инвестиция в будущее.
Марина: Львиная доля пришлась на техническое оснащение: генераторы мы везли из Новосибирска, так как нужной нам мощности в Томске не нашлось.

— Как вы подбирали участников фудкорта? По какому принципу?
Оксана: Важно было, чтобы к нам пришли представители разных направлений ресторанной индустрии — от бургеров до устриц, чтобы гости могли попробовать разную еду. Мы не выбирали именно топовые имена. Нам надо было миксануть, познакомить томичей с заведениями. Конечно, есть такие, которые всё и всех знают. А есть те, кто только на фестивале увидел столько интересных названий. Кроме того, на площадке были стартапы — это совсем новички, не знакомые публике. У них прямо там состоялись первые продажи, и это здорово.

IMG_0849.jpg

— Участникам фудкорта удалось заработать?
Оксана: Все участники заработали очень хорошо. Мы пытались донести до них мысль, что не стоит думать, что мы, 4 человека, пришли и сделали праздник. Они все сами должны были хорошо поработать: подготовить свою команду, уметь рассказать о своей продукции. Это очень важно. У некоторых домиков стояли очереди, потому что там действительно было интересно и вкусно.

— Собственники присутствовали?
Дарья: Не все. Вообще в это мероприятие верили гораздо больше и горели желанием участвовать в нем топ-менеджеры, которые хотят движняка и готовы к нему. Но есть собственники, которые это ограничивают по разным причинам.
Оксана: Самое главное, что мы создали площадку, на которой сами заведения могли перезнакомиться друг с другом, контактировать. Мы проводили установочные встречи, мастер-классы. У нас ведь нет здоровой конкурентной среды между владельцами заведений, и мы хотели этот пробел восполнить. Частично получилось: люди обменивались информацией, эмоциями, полезными фишками. И это здорово. Поэтому нам хочется, чтобы на таких мероприятиях было задействовано как можно больше владельцев, а не менеджеров. Тогда и бизнес будет развиваться. А ведь некоторые рестораторы даже не приехали на площадку. Они не увидели ресурса, не прожили всё это вместе со своей командой, не прочувствовали, не подставили плечо. О каком HR-бренде можно говорить в этом случае? Вот поэтому у нас пока нет ресторанного сообщества. 
Маргарита: Что касается спонсоров, то многие были не готовы к участию и говорили: «Вы сделайте, а мы посмотрим». Так вот, мы сделали очень крутую рекламную площадку. Поэтому надеемся, что на следующий год томские «крупняки», у которых есть необходимость работать над своим имиджем, выходить в люди, общаться с потенциальными клиентами, будут доверять нам больше и будут участвовать в нашем мероприятии.

— Некоторые жаловались, что было сложно найти свободный столик, чтобы присесть и поесть…
Маргарита: Именно поэтому на будущий год мы планируем расширять границы фестиваля. В этом году у нас были определенные ограничения по площади. А вообще это единственное мероприятие в городе, где были организованы посадочные места. Публика, кстати, разделилась на 2 лагеря: одним нравилось, что так много людей, так тесно и движово, а другим хотелось больше пространства, сесть за столик и пообщаться. Постараемся всё учесть!
Дарья: Наша задача была, чтобы человек пришел и провел на фестивале 2-3 часа, а не залетел, быстро поел и убежал. Значит, комфортное расположение — это важно. Мы, правда, не ожидали, что будет так много людей. Хотя я со своей стороны по рекламе сделала всё возможное. Впрочем, за неделю до фестиваля я бегала и переживала: «Мне кажется, у нас мало рекламы! Мне кажется, о нас никто не знает!» (Смеется.)
Марина: Люди действительно получали удовольствие. Они расслабились, тусовались, вечером под дождем танцевали, и никто не хотел расходиться.

IMG_0891.jpg

— Чем обусловлен выбор хедлайнера Дмитрия Левицкого?
Маргарита: Мы пригласили именно этого хедлайнера не для общественности, а для рестораторов. Он рассказывал про объединение рестораторов, а это как раз цель нашего фестиваля. Жаль, что на встрече было лишь 10 % владельцев.
Оксана: Дмитрий Левицкий приезжал накануне фестиваля, ему нужно было зарядить участников, прокачать их. Я очень давно знаю его и могу сказать, что сейчас он делает это не для себя, а для отрасли. Таких людей не так много. У него есть свои рестораны, они прекрасно работают, но то, как он помогает ресторанному сообществу вообще — круто. Дима приезжал, кстати, бесплатно, и оказывал нам максимальное содействие во время подготовки фестиваля.

— Планы на фестиваль-2020?
Дарья: Цель — сделать фестиваль ежегодным (проводить так же в августе) и межрегиональным, чтобы он был событием, чтобы люди стремились попасть на него. Мы хотим увеличить площадку, количество участников и посадочных мест, сделать обширную развлекательную программу. Сегодня мы стали опытнее на целый фестиваль и знаем, какие нюансы нужно учесть!
Марина: Мы искренне благодарны всем соорганизаторам, волонтерам, участникам — всем, кто вместе с нами хотел, чтобы праздник получился, и сделал всё для этого! До встречи в следующем году!

IMG_0942.jpg

Фестиваль в цифрах
• 30 000 гостей
• 23 фудкорта
• 14 маркетов
• 4 гастробосса
• 9 руководителей направлений и 9 помощников
• 25 волонтеров
• 65 человек работали над проектом непрерывно на протяжении полугода.