03.04.2018

Япония - искусство остановки (часть II)

Автор: Анна Иванова.

— А все-таки, где она, эта Япония?
— Прямо, не сворачивая. И так до самого конца света.
                                            Алессандро Барикко. «Шелк»

Мне и раньше доводилось писать про Японию. И много думать о ней. И разговаривать о ней с друзьями. Но почему-то никогда я не хотела обсуждать ее с точки зрения технических достижений и футуристического вектора ее развития. На ловца всегда бежит зверь. Недавно в одной статье я встретила нужную метафору, которая поможет мне описать Японию. «Принуждение к прогрессу»1  — вот что случилось с японскими островами. Много веков изолированная от внешнего мира, Япония только в середине XIX века открыла свои двери — но только не по своей воле. Японцев «разбудили» звуки выстрелов западных военных кораблей у их берегов. И они резко включились в игры современного мира. Цивилизованные страны в то время сходили с ума по идее прогресса. Он был путеводной звездой человечества. Корзиной с самыми его «вкусными желаниями». Мечтами об облегчении тягот повседневных работ с помощью научно-технических изобретений. Чаяниями о достижении высокого уровня жизни. Надеждами на культурный рост всех участников «забега». Прогрессивное поступательное движение в светлое будущее казалось объективным процессом. Все системы человеческого бытия при этом обязательно должны были только улучшаться.
Японцы «спросонья» наломали дров, конечно. Передрались-перевоевали со всеми в XX веке. Затем успокоились и спрогрессировали. Теперь стараются разобраться, куда. По внешним признакам обскакали остальных. В том числе, профессионалов игры в прогресс. Тех самых, кто устроил им когда-то «побудку». Сейчас японцы практикуют Остановку. И внимательно осматривают сами себя. Точно ли свое пальто они надели, выбегая в этот «новый дивный мир»? Или вообще хорошо, что успели хоть какую-то «одежду» схватить? Африка вон вообще в одних трусах выскочила. Социолог Жан Бодрийяр на эту тему выразился так: «Могущество Японии — это форма гостеприимства, оказываемая технике и всем иным разновидностям современного стиля жизни, но это гостеприимство не сопровождается ни внутренним психологическим приятием, ни глубиной… Это гостеприимство в форме вызова, а не примирения или признания. Непроницаемость по-прежнему остается полной».

Продолжение читайте в журнале «Дорогое удовольствие» № 04 2018