01.03.2022

Художница пространств

У Терезы Сапей, итальянки, живущей в Испании, два образования – художественное и архитектурное. В работе она использует оба, создавая интерьеры, наполненные светом, цветом и выразительными формами.

2019_TS FHS by Jacobo Medrano.jpg

Точкой отсчета своей карьеры Тереза Сапей считает 1990 год, когда она в возрасте 28 лет переехала из родной Италии в Мадрид и открыла там собственную студию. Переезд был связан с кризисом, из-за которого большинство новоиспеченных архитекторов были вынуждены переквалифицироваться, так как работы по специальности для них не было. В Испании же ситуация была прямо противоположной: туризм в качестве главной движущей силы экономики давал архитекторам постоянный запрос на проектирование и дизайн отелей. Участие в гостиничных проектах помогло Терезе Сапей развить свой стиль. По признанию дизайнера, этому также способствовала вера испанцев в свободу творчества. Самым громким и значимым проектом по сей день является мадридский Hotel Puerta de América (2005), в который Сапей буквально ворвалась и благодаря которому заняла свое место в архитектурной плеяде. Проект уникален тем, что в дизайне интерьеров отеля участвовало 19 студий и больших имен, таких как Жан Нувель, Норман Фостер, Заха Хадид, Рон Арад и Джон Поусон. Когда Сапей вызвалась поучаствовать, оказалось, что все роли уже распределены, и она сама придумала себе задачу – дизайн автостоянки, использовав цвет в качестве основного медиа. Как призналась впоследствии дизайнер, работа бок о бок с таким количеством ярких звезд произвела переворот в ее профессио-нальном мировоззрении, изменила и подход к проектированию. Сегодня в портфолио студии Teresa Sapey & Partners есть единоличные победы на поприще отельного дизайна: средиземноморский NHow Marseille Hotel, роттердамский Room Mate Bruno Hotel, мадридские Boutique Aparthotel Amor de Dios и Petit Palace Santa Bárbara Hotel – каждый со своей атмосферой и харизмой. 

Albert Court London_3712.jpg

Наряду с коммерческими и общественными пространствами Сапей занимается жилыми интерьерами, а также предметным дизайном, урбанистическими и поп-ап проектами. На вопрос «какими качествами должен обладать дизайнерский дом?» Тереза с уверенностью отвечает, что он, в первую очередь, не должен быть похожим на таковой, обладать индивидуальностью и быть жилым. Сапей считает, что пространства могут общаться, говорить с нами и что «личность» каждого пространства это не только про эстетику – у них есть собственная полноценная ДНК. 

IMG_0453_Ricardo LaBougle_Ap A.jpg

Формированию такого видения во многом способствовали основы, заложенные во время учебы сначала на архитектурном факультете Туринского политехнического университета, а затем в Школе дизайна Парсонса в Париже, где Тереза получила степень в области изящных искусств. Для нее не существует границ между архитектурой, дизайном и искусством, поэтому и самоидентификация не имеет особого значения. Архитектор? Да. Дизайнер? Тоже да. Художница пространства? Почему бы и нет. Ведь хороший архитектор, по мнению Терезы, умеет проектировать интерьеры, а хороший дизайнер интерьеров – пространство и все, что его наполняет. Наверное, поэтому одним из кумиров Сапей является ее легендарный соотечественник Джио Понти, который проектировал все, от зданий до столовых приборов. 

Albert Court London_3827.jpg

Отталкиваясь от личности заказчиков, Тереза создает интерьеры с возможностью адаптации под постоянно меняющиеся условия жизни. Пространство может развиваться вместе с человеком, который в нем живет, и она, как дизайнер закладывает в него «ген роста».  

В основе интерьеров Сапей – цвет и свет, они формируют пространство. За «материализацию чувственных идей» чаще всего отвечают натуральные материалы – дерево, камень, металл, ткань и кожа. «Все материалы великолепны, – говорит дизайнер. – Вам просто нужно знать, как собрать их вместе, и убедиться, что они рассказывают историю, а не «лежат на витрине».

Отмечая в одном из своих интервью, что интерьерный дизайн отходит от минимализма, Сапей все же не категорична. Отказ от белых минималистичных интерьеров, по ее мнению, не означает, что теперь стоит впасть в другую крайность и создавать исключительно темные или максималистские дома. Вместо белого можно использовать любой другой цвет в качестве фонового или акцентного. Главное, чтобы пространство было ориентировано на человека, а будет ли это шебби-шик или какой-то другой стиль, не так уж и важно. Сама же Сапей по-прежнему предпочитает жить в «белой коробке», чтобы дома мозг и визуальные рецепторы отдыхали от цветового шума. Это ее белый лист, с помощью которого происходит обнуление палитры и формирование ее заново для каждого нового проекта, но уже в стенах рабочего пространства. 

Albert Court London_4021.jpg

Студия Teresa Sapey & Partners находится в Мадриде и похожа на творческую лабораторию, в которой создаются разнообразные продукты по индивидуальным лекалам заказчиков. В ней работает многопрофильная интернациональная команда, к которой несколько лет назад присоединилась и стала партнером и операционным директором компании дочь Терезы Сапей, Франческа. Бакалавр архитектуры, магистр культурных исследований, городского дизайна и планирования, Франческа Хиткот-Сапей до этого более десяти лет жила, училась и работала в Лондоне. Две женщины и два поколения, управляющие студией, – предмет особой гордости Терезы, основавшей свою компанию тридцать лет назад. В самом пространстве много лет находилось старинное заведение, так называемое, таблао фламенко – кафе с живой музыкой и нескончаемой импровизацией. Стены, которые помнят звуки шестиструнной гитары, ритм каблуков и яркие платья танцовщиц, сообщают помещению, по словам Терезы, необычную и очень стимулирующую атмосферу. Работая в таком особенном пространстве и по прошествии стольких лет, уроженка Пьемонта, Тереза Сапей чувствует себя удочеренной Мадридом и верит, что лучший ее проект еще впереди.