04.03.2021

Мягкий минимализм

Границы размываются не только между, но и внутри интерьерных стилей. Появляются новые модификации, более гуманные и менее строгие.

NORM_ARCHITECTS_SEASIDE_ABODE_15.jpg

За кулисами минимализма 80-х стояли функционалисты с их концепцией дома как машины для жилья и стула – аппарата для сидения. Интерьеры, созданные по принципу «ничего лишнего» и «меньше значит больше», в разные периоды 20 века становились модными и попадали в тренды, но никогда не оставались там надолго. Требуя от своих обитателей аскетичности, они просто не могли обрести многочисленную армию поклонников – холодность и стерильность, как постоянная среда обитания, подходят не многим.

В конце 2010-х заговорили о новой версии минимализма – мягкой, у которой есть все шансы остаться с нами надолго. Она родилась на стыке культур, потребностей и эпох. В значительной мере на появление мягкого минимализма повлияли скандинавы с их тягой к природности и простоте. Но не все так однозначно. Где-то узнается «рука» японцев, где-то – бельгийцев, где-то – англичан. Мягкий минимализм – это универсальная концепция, не имеющая географической или национальной привязки. 

NORM_ARCHITECTS_SEASIDE_ABODE_19.jpg

Сказать, что эта вариация возникла и стала популярной внезапно, нельзя. Скорее, речь идет о появлении очень удачного названия для того, что существует в интерьерном мире давно и выкристаллизовалось в отдельное направление благодаря своим адептам среди современных архитекторов и дизайнеров, задающих тренды, а не следующих им. Назовем лишь нескольких: британца Джона Поусона, бельгийца Винсента ван Дуйсена и датчан Norm Architects. По их интерьерным проектам можно корректировать курс, а по сотрудничеству с люксовыми брендами судить о тех предметах, которые могут составить основу для интерьеров в стиле «мягкий минимализм». И не так уж важно, что они такие разные.

Певец света, Джон Поусон, отдает предпочтение белым стенам и светлому дереву, Винсент ван Дуйсен тяготеет к серому фону и темному дереву, а у Norm Architects часто слышится японский акцент в работе с пространством и его наполнением. Это лишь говорит о том, что даже в рамках одной системы могут быть разные прочтения и есть пространство для выбора.

NORM_PH_HOUSE_04.jpg

Мягкий минимализм не такой прямолинейный и бескомпромиссный по отношению к своим обитателям и архитектуре, как чистый минимализм. Он примет любое окружение – и классическую лепнину, и модернистский бетон. Главное – соблюсти тональность и нейтрализовать при необходимости исторические детали, окрасив их в цвет стен или потолка.

Интерьеры, скроенные по меркам soft minimalism, верны основным принципам минимализма. Они открыты, просты, функциональны, монохромны, не перегружены деталями и способствуют умиротворению. Системы хранения, скрывающие от глаз бытовые подробности, по-прежнему важны, но и необходимых для жизни вещей не должно быть много. Чтобы ощутить себя в такой среде, как в 100% своей, стремление к минимализму должно быть где-то на глубинном уровне. Если вы уже пришли к осознанию того, что количество и качество вещей в вашем доме влияет на ваше настроение и уровень энергии, то примерить на себя такой интерьер определенно стоит. Он в большой мере про комфорт и качество жизни и в нем нет ничего, что могло бы оттолкнуть.

NORM-VEDBAEK-HOUSE-IV-07.jpg

Смягчающими обстоятельствами для условной пустоты пространства служат натуральные материалы, такие как дерево, льняной или шерстяной текстиль, а также теплые природные оттенки и плавные линии. Общий колорит может быть приглушенным, темным, с преобладанием землистых тонов или ярко-белым с графическими, черными элементами, где мягкой нотой станут открытые деревянные поверхности. Текстуры и их сочетания играют важную роль в таких интерьерах, так как выполняют сразу две задачи – декоративную и тактильную. Декор – не абсолютное табу для минимализма, но его количество ограничено, а качество должно быть строго выверено, поэтому так важно задействовать природную декоративность материалов, подчеркивая их текстуру. Что касается тактильности, в мягком минимализме предметы должны пробуждать желание их касаться и быть приятными на ощупь. Необязательно теплыми, но разнообразными и контрастными, как, например, стоящие в непосредственной близости столик из гладкого холодного мрамора и диван с обивкой из текстурной ткани. В тактильности как раз и кроется потенциал долговечности мягко-минималистских интерьеров. Они не наскучат, благодаря, с одной стороны, заимствованию колорита и материалов у природы, а с другой, эмоциональной связи с предметами. 

vincentvanduysencpenthousephotographykoenvan17.jpg

В дизайне предметов интерьера и декоре делается акцент на лаконичных формах и изысканных материалах, а красота определяется как гармония простоты и функциональности. Декор, выполненный в общей нейтральной гамме из базовых материалов (керамики, стекла, дерева, камня, бумаги или металла), объединяют в небольшие группы по три предмета. А сценарии искусственного освещения организуют на разных уровнях пространства, выделяя среднюю зону с помощью настольных ламп и торшеров и создавая теплую, обволакивающую атмосферу с тающими в темноте контурами предметов. 

Перефразируя классиков модернизма, soft minimalism – это меньше, но лучше. Каждый предмет не случаен и создан, если не на века, то на многие десятилетия и с годами становится только интереснее и красивее. Как написал в своей книге «Анатомия минимума» Джон Поусон, простота – это состояние, которого вы достигли, когда нельзя ничего добавить или убрать. В мягком минимализме можно и добавить, и убрать, но вам не захочется, так как в тот момент, когда пазл сложится, все элементы будут в балансе.