06.09.2020

Дорогая Патрисия

Один из самых известных дизайнеров планеты Патрисия Уркиола ломает стереотипы о том, как должен выглядеть дом состоятельного человека.

portrait.jpg

М адридский фестиваль дизайна 2020 успел состояться до того, как мир погрузился в карантинное отчаяние. Одна из самых популярных на нем выставок называлась «Патрисия Уркиола. Живой натюрморт» – испанцы давно признали свою «блудную дочь»: парламент присвоил ей Золотую медаль за достижения в искусстве, а король Хуан Карлос I лично вручил орден Изабеллы Католической за заслуги перед Испанией, который, впрочем, получают и иностранцы.

Всемирно известный дизайнер Патрисия Уркиола родилась в Овьедо, но живет в Милане. Многие считают Уркиолу итальянкой, и она не сопротивляется. Из Испании уехала еще первокурсницей, а ее настоящей альма-матер стал Миланский политехнический университет, который за два века выпустил столько талантливых студентов, что его аудитории пора превратить в музей. Уркиола по образованию архитектор, а по темпераменту – южанка: способность радоваться жизни она впитала вместе с солнцем Астурии, поэтому бездушным чертежам зданий сложно соперничать за ее внимание с теплом предметов, которыми наполнен дом. 

gender-patricia-urquiola-amb-b.jpg

«Кроме одежды, человеку в повседневной жизни нужны стул, кресло, чашка. И эти вещи должны стать ему друзьями», – говорит Патрисия. Она проектирует здания и создает интерьеры так же увлеченно и страстно, как придумывает посуду. У любого другого дизайнера ее масштаба художественные амбиции давно бы взяли верх над практичностью, но для Уркиолы кастрюля или кувшин – это именно кастрюля и кувшин, просто очень удобные и красивые. Они могут стать органичной частью любой, самой простой кухни, в них нет и тени того художественного снобизма, который часто свойственен почерку знаменитых авторов. Уркиола при каждом подходящем случае повторяет наставления своего ментора, революционера от итальянского дизайна Акилле Кастильони: когда ты работаешь над предметом, ты обязан думать о том, кто в конечном итоге будет им пользоваться. Хороший дизайн – это всегда не только талант, но еще немного заботы и нежности. «Любовь – это тонкая связь, которая возникает у нас с предметами. Ведь мы проживаем с ними свой каждый день», – поясняет уже своими словами Патрисия. 

gl-indibed-terr-image-2-horizontal-night-b-arcit18.jpg

Для Уркиолы нет границ ни в переносном, ни в прямом смысле. Она много путешествует и верит, что путешествия способны полностью изменить человека. Уркиола переосмысливает орнаменты, которые увидела в Африке и Индонезии. Ее очаровала Индия, изысканность и красота архитектуры Моголов с роскошными террасами – свои впечатления Патрисия воплотила в коллекции садовой мебели.

mesh-282a0592-b-arcit18.jpg
 
Уркиола один из самых дорогих интерьерных дизайнеров мира: спроектированный ею интерьер все равно что дом от Захи Хадид – удовольствие, доступное единицам. При этом Уркиола умеет пристально вглядываться в самые простые материалы вплоть до соломы или синтетических тканей. Она копирует традиционное плетение мебели из ротанга с тем же азартом, с каким печатает на 3D принтере напольное покрытие для шоу-рума BMW. Критики характеризуют стиль Уркиолы сложным философским термином «ризоматический», поясняя, что в нем совершенно отсутствует иерархия: все элементы ее дизайна, простые и сложные, имеют одинаковую ценность.

mafalda-sedia-6-b.jpg

Уркиола уже пять лет занимает должность креативного директора бренда Cassina, но кажется, что в Италии не осталось ни одного известного бренда, с которым она не успела бы посотрудничать:  Flos, Haworth, Glas Italia, Kettal, Moroso и, конечно же, Kartell. Ситуация в некоторой мере парадоксальная: предметы дизайна Уркиолы служат утварью на кухнях и мебелью в саду, но в то же время выставлены в лучших музеях мира в качестве экспонатов: в нью-йоркском MoMA, в парижском Музее декоративного искусства, в Vitra в Базеле, в Музее Виктории и Альберта в Лондоне и других.

bloomy-poltrona-3-b-1.jpg

Бюро Studio Urquiola, которое она открыла в 2001 году, занимается проектированием зданий и интерьерами (в его портфолио есть и простые, и роскошные Four Seasons и Mandarin Oriental), предметным дизайном, музейными экспозициями и даже стратегическим консультированием. Откуда у Уркиолы на все это время и силы – вопрос, который многим не дает покоя. Даже на самоизоляции эта эффектная светлоглазая блондинка решила не отдыхать, а попробовать что-то новое: она начала вести прямые эфиры в инстаграме, на которые приглашала известных гостей. Одним из первых на «Разговор с Патрисией Уркиолой» попал мишленовский шеф Массимо Боттура, которого она с задорным смехом интервьюировала сорок минут. Только тем, кто совсем не знает Уркиолу, такой выбор мог показаться странным, ведь ее дизайн прежде всего для жизни – такой, в которой есть место радости, любви и отличной кухне.