04.12.2023

Стоматология как искусство

При подготовке интервью с основателем сети стоматологий COSMODENT Гургеном Хачатряном я пересмотрела все материалы, которые мы делали о его клинике, и с удивлением обнаружила, что, оказывается, знакомы мы с ним почти пять лет. Много и увлеченно рассказывая о стоматологии, о новейших технологиях, о своей команде, о том, насколько важным для него было создание особенного пространства, в разработку и оформление которого он вложил много личных усилий, доктор Хачатрян очень редко говорил о себе.

9A4A2162.jpg

Из наших бесед с ним я узнавала его как прекрасного врача-просветителя, умеющего объяснить сложные вещи просто и образно, как мудрого, несмотря на свой достаточно молодой возраст, наставника, как авторитетного руководителя. А однажды, находясь в клинике в ожидании приема, неожиданно для себя увидела его и в качестве настоящего хозяина (в самом истинном значении этого слова), в доме которого всегда должен быть порядок. Оказалось, что взять в руки вовсе не стоматологические инструменты и самому прикрутить в подсобном помещении крючок — для него не проблема. 
Говорить с ним всегда безумно интересно. Но вот о том, что он готов рассказать о себе, догадаться было сложно. Зато я абсолютно была уверена, что на вопрос, почему он решил стать стоматологом, он обязательно ответит: я мечтал об этом с детства. Ему, однако, удалось удивить меня своим признанием.
— То, что мне следует пойти в медицину, знали все мои родственники, но только не я сам. (Улыбается.) Вплоть до 11-го класса я был уверен, что непременно буду архитектором. Хорошо помню, как отец, у которого в то время уже была своя сеть стоматологических клиник «Дента-Русь», в разговоре со мной привел мощный аргумент: «У городского и областного архитекторов тоже есть свои сыновья. И чем ты тогда будешь заниматься в Томске?»

— Решив последовать совету отца, когда вы поняли, что стоматология — это все-таки ваше? 
— Начало учебы давалось мне непросто. Представьте, я человек достаточно брезгливый, а тут пачинается анатомическая практика с настоящими препаратами. Но в моем характере всегда было стремление идти до конца. Раз уж оказался там, то отступать нельзя: необходимо добиваться поставленных целей. Постепенно появлялись интерес и желание выйти за пределы получаемых знаний. С третьего курса я начинал подрабатывать, на пятом мог самостоятельно лечить и удалять зубы. 

— Практически сразу после получения диплома вы решили открыть свою клинику. Не было страшно в условиях достаточно жесткой конкуренции заявлять о себе городу? Ведь у вас и врачебный опыт был не очень большой, а управленческий, наверняка, и вовсе отсутствовал?  
— Мне было всего 23 года, когда на Иркутском открылся самый первый COSMODENT. Вы правы, мне не хватало бизнес-опыта. Первые полгода были действительно очень сложными. Заработав первые деньги, мы сразу же запустили их в рекламу, собирая обратную связь от пациентов и делая все, чтобы привлечь в клинику людской поток. Почему все получилось? Наверное, потому что нашим главным и неизменным принципом всегда было лечение высокого качества. Думаю, спустя семь лет после нашего выхода на рынок медицинских услуг Томска  все складывается наилучшим образом, потому что мы — молодая команда, где каждый искренне горит своим делом. Когда приходишь на работу не просто отсидеть смену, а чтобы заниматься искусством, — это в корне меняет все. Ведь наши стоматологи — те же творцы: если никто из окружения нашего пациента и не подозревает, что он обращался к услугам клиники — это высший пилотаж. Мы ни с кем не конкурируем, а просто выполняем свою работу на 10 из 10. Я всегда думаю, как бы я провел то или иное лечение самому себе либо своим родителям, и слежу за тем, чтобы для всех наших докторов такой подход был основной ценностью. Более 90% клиентов приходят по рекомендациям тех, кто обслуживался у нас ранее. Наверное, это и есть тот успех, которого мы добились за годы работы.

— Совсем недавно мне пришлось уже в качестве пациента познакомиться с некоторыми вашими врачами. Честно скажу: испытываю к ним не просто чувства признательности и благодарности, но и невероятную человеческую влюбленность. Они у вас просто чудесные! Как вам удается находить их?  
— Спасибо, очень приятно слышать такие слова. (Улыбается.) Преподавая как в Томске, так и в других городах, я охотно беру на наставничество студентов-ассистентов, и лучшие из них становятся докторами наших клиник. Работа с молодыми кадрами у меня в приоритете. Меня заряжает в них легкость, готовность постоянно совершенствоваться, вкладывать в это свое время. Показывая им правильный вектор профессиональной деятельности, я даю уверенность в завтрашнем дне, высокую зарплату, лучшие методики для работы и возможность использовать самые качественные материалы, имеющиеся на рынке. Голова врача должна быть свободна для творчества, а не забита личными и служебными проблемами. Цель моей команды — дать пациенту все самое лучшее. Наш принцип — не экономить на пациентах. Наш главный приоритет — здоровье человека. 

— Знаю, что для всех без исключения сотрудников вы являетесь безусловным авторитетом. А самого себя вы считаете строгим руководителем?
— Я за честность в отношениях и не переношу обмана. Хотя и считаю себя неплохим психологом, который умеет разбираться в людях, конечно, кадры у нас отсеиваются все равно. Причины — и несходство характеров, и нежелание соблюдать строгие рамки лечения, которое ведется под протокол. Мы фиксируем на фото все действия и манипуляции, которые проводит врач, и можем их обсуждать командой. Разбор клинических случаев проводим постоянно — советуемся друг с другом. Поскольку у нас комплекс стоматологических услуг под ключ, в лечении принимают участие врачи всех специальностей: гигиенисты, терапевты, хирурги-имплантологи, ортопеды и ортодонты, детские стоматологи. Мы лечим целые семьи, и нам важно, чтобы все — родители, дети, их бабушки и дедушки — были здоровы и счастливы. В этом и есть миссия COSMODENT’а. 

— Вы как-то рассказывали, что оказываете стоматологическую помощь своим родным. А правда ли, что стоматологи, как и врачи в целом, не всегда хотят лечить своих близких?
— Это связано с этическими принципами и соблюдением медицинских стандартов. Считается, что близкая связь может помешать врачу принимать решения с холодной головой. Что касается лично меня — да, лечить родных и друзей всегда тревожно. Но я знаю, за что берусь, полностью контролирую себя, выверяю все процессы и иду на результат. Я лечил своих родителей, они у меня потрясающие. (Улыбается.) Думаю, такое решение каждый врач должен принимать для себя сам, исходя из внутренних убеждений. А переживаем мы за любого своего пациента — в наших руках его здоровье и жизнь.

— Знаю, что раньше поездки на семинары и конференции по стоматологии были важной частью вашей профессиональной деятельности? Как складывается ситуация сейчас?
 — Замечательно! В этом плане ничего не поменялось: мои поездки на семинары и конференции расписаны как минимум на год вперед — как в города России, так и за рубеж. За эти годы мне пришлось побывать в Германии, Италии, Испании, Израиле, Венгрии, Китае… Через месяц лечу в Бразилию.  
Врач-стоматолог — специализация, требующая постоянного обновления знаний. Как только остановился — начинается регресс. Вокруг много молодых и талантливых профессионалов, и именно те, кто понимает ценность обучения, вырываются вперед. В последние годы цифровизация позволила нам сделать резкий скачок в качестве оказания услуг. Теперь свою работу мы планируем прежде всего с помощью цифровых технологий и имеем возможность заранее видеть ее результаты, чтобы на операцию по протезированию или имплантации ушло меньше времени, а пациент был уверен в благополучном исходе еще на начальной стадии лечения. 
Одному из первых в Томске мне удалось внедрить зарубежную методику аутотрансплантации зубов: когда уже имеющийся зачаток зуба или сам зуб пациента пересаживают в то место, где он отсутствует. Так, например, «ненужный» зуб мудрости еще может послужить вам службу. Еще у нас практикуется применение костной пластики, наращивание костной ткани — сложнейший вид хирургии в стоматологии. Наши пациенты прекрасно знают, что такое вау-эффект: это когда человек приходит на прием к врачу совершенно без зубов, а через 2-3 часа выходит из кабинета с новыми красивыми зубами. Да, это временные, которые мы заменим позже на постоянные, но зато качество жизни людей не будет снижено даже на небольшой промежуток времени.

1N5A1318.jpg

— Вас можно назвать перфекционистом?
— Скорее, я сторонник исключительно качественного результата… Например, у 90 процентов моих пациентов нет после операций ни отеков, ни синяков, в неизбежности появления которых они были убеждены по чужому опыту. Но еще раз повторю: если то, что ты сделал год назад, для тебя все еще идеал, — ты не растешь, а стагнируешь. Нет предела совершенству! Поэтому COSMODENT развивается постоянно. При этом важно разделять то, что для пациента может быть лучшим результатом, и то, что выходит за рамки. Так, например, наш принцип — не навязывать услуги, которые пациенту не нужны. Подход к каждому у нас основательный, но здоровый, партнерский. Мне не стыдно направить своего пациента, если он переезжает, к коллегам в любом другом городе, потому что я уверен в своем результате и полностью за него отвечаю. Приятно слышать даже через несколько лет добрые отзывы в свой адрес и снова встречаться с теми, кто нас выбирает.

— Открытие Cosmodent Kids для вас было очень ответственным шагом. Почему сочли необходимым создать в городе детскую стоматологию в прямом смысле космического уровня? 
— Детская стоматология, которой уже больше года, — это как отдельное государство, маленькая страна, там все по-другому. Попадая в наше детское отделение, маленькие пациенты чувствуют себя в своей стихии — это и было моей главной целью. В нашей клинике нет ощущения больницы, давящих однотонных стен или связанного с этим ожидания боли: дети могут бегать и играть, не мешая работе стоматологов для взрослых. Здесь и специалисты у нас особенные, их цель — максимально обеспечить детям профилактику заболеваний полости рта. Считаю, детским стоматологом надо родиться — это совершенно уникальная профессия. В ней ты отчасти психолог, причем как для маленького пациента, так и для родителей, ведь в первую очередь работа проводится с ними. Применение таких сложных современных технологий, как, например, лечение зубов во сне, — непростое испытание и для ребенка, и для мамы или папы. То же касается ношения капп, брекетов.
В наши дни уже в 2-3 года дети могут нуждаться в сложном лечении зубов. Очень частая ситуация, когда встает вопрос об удалении 10-летнему ребенку «шестых» зубов, ведь на их месте уже ничего не вырастет, а возникнет проблема с прикусом. В таких случаях мы можем предложить лучшие японские технологии — им я обучался лично у докторов, которые их запатентовали. К примеру, зачаток без корней пересаживаем в область проблемного «шестого» зуба. Наша задача — обеспечить результат без стресса. К счастью, у нас это получается. Наш стоматологический опыт позволяет даже с самыми сложными случаями справиться так, что ребенок об этом потом не вспоминает.

— И последний вопрос… Я вдруг подумала: если мы встретимся с вами через 10 лет, какими к тому времени станут клиники COSMODENT?
— Сложно сказать, потому что технологии идут вперед семимильными шагами. Сейчас возможности эстетической стоматологии настолько велики, что можно удовлетворить потребности каждого пациента независимо от его возраста, статуса и желания. Я хотел бы, чтобы та команда, которая есть у нас сейчас, развивалась и крепла. И тогда любой вызов будет нам по плечу. Мы всегда открыты для новых специалистов, которые хотят построить карьеру в стоматологии. 

пр. Фрунзе, 16, тел. 48-44-48, 
Иркутский тракт, 5, тел. 48-13-61 
cosmodent.su, vk.com/cosmodent