Power dressing (пер. с англ. — «одежда для власти» или «дресс-код силы») — манера одеваться, подчеркивая собственную власть, уверенность, статус. А также набор стильных инструментов для выражения своих компетенций в бизнесе или политике.
Jil Sander
Униформа для леди
Термин power dressing зародился во второй половине 1970-х и получил широкое распространение во многом благодаря книге американского имиджмейкера Джона Т. Моллоя под названием Dress for success (в пер. «Одежда для успеха»). Автор назвал свою эпоху временем, когда женщины должны заняться карьерой. По его мнению, новым бизнесвумен и выглядеть следовало иначе. «Забудьте про платья с цветочным принтом, крестьянские сарафаны, туфли на платформе и пестрые свитеры! Только монохром: серая юбка, светлая блузка и чулки телесного цвета…», — писал Моллой.
К резким выражениям стилиста можно относиться по-разному. Но факт остается фактом — женщины начали работать, занимать руководящие должности и задумались, как сделать так, чтобы их воспринимали всерьез. Тем более что в их профессиональной среде традиционно доминировали мужчины. Стало ясно: для успешного продвижения по карьерной лестнице и равного соперничества с противоположным полом необходимо демонстрировать авторитет и уверенность через свой внешний вид. Так и начали зарождаться основные элементы power dressing — жакеты и пиджаки «с мужского плеча», юбки длины миди, строгие линии и минималистичный дизайн брючных костюмов. У молодых амбициозных женщин появилась своеобразная «униформа», помогающая им достичь уважения и авторитетности на рабочем месте.
Barbara Bui
Костюмы: от power до slouch
Можно сказать, что классический power dressing строился на принципах стиля, которые сформулировала легендарная Коко Шанель еще в 1920-х. Сдержанная классика, черное платье, твидовые костюмы, юбки-карандаши — базовый гардероб от Chanel буквально транслировал силу, самостоятельность и свободу женской моды.
Позже, в конце 1970-х, в ответ на актуальный запрос женщин итальянский модельер Джорджо Армани предложил коллекцию достаточно свободных деловых костюмов — power suit (в пер. «костюм силы»). В них каждая леди могла чувствовать себя не только уверенно, но и расслабленно. Power suit сочетал мужские и женские элементы: строгий жакет с юбкой-карандашом, бант или рюши, яркие цвета, оверсайз.
Параллельно с Армани немецкий дизайнер Жиль Сандер начала создавать минималистичные коллекции одежды из натуральных тканей. Power suit от Сандер воплощал элегантность, утонченность и сдержанную роскошь.
Вслед за ними свой вклад в историю power dressing внесли модельеры Тьерри Мюглер, Карл Лагерфельд и Валентино Гаравани. А ближе к 2000 годам power suit перевоплотился в slouch suit (в пер. «мешковатый костюм»). На модницах того времени все чаще можно было встретить широкие брюки с заниженной посадкой, полупрозрачные блузы и рубашки, джинсы-бойфренды и простые черные майки от известных брендов — Gucci, Calvin Klein, Michael Kors…
Sonia Rykiel
Современный power dressing
Сегодня стиль power dressing стал еще более расслабленным. Во-первых, офисный дресс-код перестал быть максимально строгим. А во-вторых, в современном мире бизнесвумен способны демонстрировать уверенность и влияние, не прибегая к помощи широкоплечего костюма.
Пять лет назад имидж многих деловых леди буквально обязывал их носить роскошные брендовые вещи и постоянно соперничать друг с другом. Тогда Алена Долецкая, журналист, писатель, первый главный редактор Vogue Russia, на выступлении в рамках лектория бизнес-школы «Сколково» рассказала о нескольких важных правилах power dressing. Сегодня многое изменилось, но некоторые тезисы ее выступления не потеряли своей актуальности:
• Помните о принципе соответствия и сообразия
— Свой дресс-код есть в каждой отрасли. Например, Алла Вербер, бывший вице-президент компании Mercury и фэшн-директор ЦУМа, могла носить принты, бархат, бриллианты. Она являлась послом индустрии моды и научила женщин не бояться выглядеть роскошно и статусно. Марисса Энн Майер, бывший президент и главный исполнительный директор компании Yahoo!, показала, что леди могут носить трикотаж, водолазки — «униформу» IT-сферы — и выглядеть стильно.
Но если вы строите политическую карьеру или хотите добиться успеха в финансовом мире, вам нужно выглядеть совсем по-другому. Просто надо соответствовать позиции, которую занимаешь, той роли, которую играешь, и той индустрии, которую представляешь. Тогда все встанет на свои места.
• Будьте осторожны с дизайнерскими вещами
Во-первых, их цену легко узнать, и это не всегда вам на руку. Во-вторых, слишком трендовые вещи неуместны в деловой среде. Следите за моментом и никогда не будьте слишком модными. Замысловатое платье цвета фуксии на официальном приеме — перебор. В то время как костюм с модным широким ремнем говорит о дисциплине, шике и аккуратности.
• Имидж. Репутация. Авторитет
Никакой power dressing, никакие замечательные бренды не спасут руководителя, если он не обладает авторитетом.
Имидж. Репутация. Авторитет. Я ставлю эти три слова через точку, потому что они не равны друг другу. Имидж — это то, что вы можете изменить. Репутация — это то, что нарабатывается делами и словами. Авторитет — это то самое, что дает вам возможность руководить людьми, которые будут вам помогать.*
*Источник тезисов с лектория: канал журнала Psychologies.