01.06.2017

Награда за смелость

Тема китча в моде, да и в жизни вообще, вызывает массу споров. Одни нещадно ругают это явление, другие, напротив, оправдывают. Мы решили разобраться в природе китча и в том, почему в коллекциях все большего числа дизайнеров так очевидно влияние этой тенденции.

roberto cavalli.jpg dolce gabbana3.jpg

Термин «китч» появился в середине XIX века и произошел от немецкого слова kitsch, что означает халтуру, безвкусицу и «дешевку». Однако если разбираться в природе термина глубже, то мы увидим, что китчем чаще всего называли экстравагантные, «крикливые» вещи. Часто все это относилось и к явлениям массовой культуры, отходящим максимально далеко от «элементарных эстетических ценностей». 
Интересно, что китч не может полноправно существовать в XXI веке хотя бы потому, что век XX (особенно его вторая половина) полностью стер рамки между высоким и низким искусством, а явления популярной культуры стали привлекать внимание даже самых утонченных эстетов. Собственно говоря, тот же поп-арт перевернул все в мире искусства с ног на голову, и это только половина дела. Примеров, когда китч вдруг становился частью настоящего искусства, мы знаем массу. Режиссер Педро Альмодовар, который в этом году был председателем юбилейного 70-го Каннского кинофестиваля, большой поклонник китча, и если посмотреть на декорации в его лентах или на героинь, то они все, как одна, одеты «весьма вульгарно» с точки зрения тех же эстетов. Однако это не помешало испанскому режиссеру войти в число мэтров кино XX века, а стиль его героинь стал узнаваем и любим во всем мире.

Впрочем, случай с Альмодоваром даже не самый яркий (в прямом смысле слова). Например, творчество Майкла Джексона, Мадонны, Бейонсе, Леди Гаги, их образы, зачастую вульгарные, служат вдохновением для множества музыкантов, актеров, режиссеров и писателей. Так, Гай Ричи обожал (и продолжает любить) Мадонну, а гений от моды Александр Маккуин души не чаял в Леди Гаге. 

 Beyonce2.jpg Gaga.jpg

Современный мир интересен именно тем, что каждый человек волен сам определять себе рамки эстетических ценностей: для кого-то красота заключается в деструктивизме и искаженных формах вещей, как для культового дизайнера Рей Кавакубо, а для кого-то – в минимализме, как для Рафа Симонса. И кто здесь прав, сказать сложно, а вернее – невозможно. Мы ведь с вами не беремся рассудить спор поклонников классицизма и стиля барокко? А сколько копий было сломано в этом противостоянии! 

В сущности, китч в моде означает сочетание в одном комплекте одежды множества ярких и самодостаточных вещей. Если это платье с цветочным принтом, то непременно с сотней крупных роз, а если кардиган – то обязательно леопардовый. 

Alice + Olivia.jpg Balagura2.jpgGucci_1.jpg

Одним из самых интересных модельеров, который не мыслит свои коллекции без вещей, вдохновленных поп-культурой, является Джереми Скотт из Moschino. Он неоднократно признавался в том, что без массового искусства его, как модельера, фактически бы не существовало. Действительно, его работы - квинтэссенция гламура. Розовое платье Джереми Скотт непременно дополнит массивной золотой цепью и наденет на модель крупные солнцезащитные очки – красиво жить не запретишь!

Та же любовь к весьма эксцентричным и вычурным образам свойственна и Роберто Кавалли, который любит использовать в своих коллекциях золотые цвета, а также сочетать различные анималистические узоры в одном луке. Именно он в свое время ввел в моду одежду леопардового раскраса. Кстати, поклонником эффектных природных принтов является и Оливье Рустан из Balmain. Он в буквальном смысле не представляет гардероб современной модницы без вещей со змеиными принтами различных цветов.

manish arora.jpg moschino.jpg 

Про любовь Доменико Дольче и Стефано Габбана к обилию декоративных элементов ходят легенды. Ни один показ Dolce&Gabbana не обходится без сверкания тысяч пайеток, настоящих корон, самоцветов, кристаллов и страз. И конечно, крупные красные розы – никакого минимализма! Любовью к броским образам знаменит и творческий тандем Дина и Дэна Кейтенов из Dsquared2, которые обожают гербы и различные геральдические знаки. Впрочем, в стремлении украсить все и вся их обошел наш любимый Алессандро Микеле из Gucci: он сделал ультрамодным то, что иначе как китчем прежде никто не называл – настоящая fashion-революция в действии.
Miu Miu (2).jpgMOSCHINO_1.jpg
Благодаря ему сегодня можно позволить себе самые причудливые и яркие комбинации одежды, и все равно оставаться  в рамках моды. Пожалуй, единственное правило, о котором стоит помнить в данном случае, заключается в том, что чувство гармонии здесь не менее важно, чем в следовании другим тенденциям. Потому что умело сочетать в одном образе пайетки, леопардовый принт и красные ботфорты – задачка посложнее, чем дополнить прямые брюки шелковой блузкой. И если уж вы на это решились, отбросьте прочь сомнения и стеснения – нужно быть смелыми!