04.04.2022

Мода новой реальности

В мае 2019 года журнал Forbes сообщил о продаже первого в мире цифрового кутюрного платья Iridescence от голландского стартапа The Fabricant. Казалось бы, что в этом особенного? Пожалуй, только то, что этого платья не существует.

3.jpg

То есть, оно, конечно, существует, но примерить его перед зеркалом не получится, а сдавать в химчистку – не понадобится, потому что существует оно только в виртуальном пространстве. Полупрозрачное голографическое платье-комбинезон, разработанное в коллаборации с художницей Джоанной Джасковски и студией Dapper Labs, создателями блокчейн-игры Crypto Kitties, было продано за рекордные $9500.

Это было первым появлением кутюрной марки на рынке виртуальной одежды. А вообще в мире о digital-одежде заговорили около пяти лет назад, когда появились и стали популярными виртуальные инфлюенсеры – персонажи, созданные с помощью компьютерной графики, ведущие активную «жизнь» в соцсетях. Их стали одевать в реалистичные наряды, а потом появилась мысль – почему бы не одевать так и реальных людей?

Созданные в сотрудничестве с 3D-дизайнерами капсульные коллекции сразу привлекли к себе внимание. Необычная концепция заинтересовала не только блогеров, зарабатывающих деньги визуальным контентом в интернете, но и совпала с мировым экотрендом: виртуальная одежда не требует реального производства, а значит, бережет окружающую среду. 

12.jpg

Если клиенту нужен наряд только для того, чтобы презентовать новый лук в соцсетях, то у 3D-одежды есть большие преимущества: она может быть гораздо эффектнее реальной, и к тому же, ей совсем не обязательно быть комфортной! Более того – виртуальный наряд дает полную свободу фантазии, можно не бояться «перегрузить» его сложным декором или необычными аксессуарами, громоздкой шляпой, например. 

Создается виртуальная одежда с использованием компьютерной графики и 3D-технологий. Она может быть статичной или анимированной и разрабатывается с помощью специальных цифровых программ. Digital-вещи можно надеть на виртуальных моделей или на фото человека. 

Первопроходцем в сфере цифровой моды считается Кэт Тейлор, известная под псевдонимом Cettytay, она стала цифровым дизайнером в 2015 году. По совместительству Кэт — основательница платформы для небинарых людей, интерсексуалов и трансгендеров Digi-GXL.

Следующим представителем цифровой моды стали Virtue. В 2018 году агентство выпустило первую коллекцию виртуальной одежды. Таким образом они пытались привлечь внимание покупателей к открытию интернет-магазина скандинавского бренда Carlings.

1.jpg

В России виртуальная одежда появляется в 2020 году, когда Регина Турбина, дизайнер из Уфы и основательница марки Ophelica, продала свой первый цифровой аутфит - свитшот и брюки стоимостью 5000 рублей. Вскоре Регина создала онлайн-магазин replicant.fashion, в котором продаются цифровые вещи локальных дизайнеров. Помимо виртуальной одежды в маркетплейсе представлены физические вещи марки AKOA: бренд предлагает сначала купить виртуальную вещь, примерить ее, а уже потом заказать отшитую модель. Когда в связи с пандемией модные показы проходили в онлайн-формате, в том числе Mercedes-Benz Fashion Week Russia, Регина Турбина представила там коллекцию физической одежды Ophelica, интегрировав в нее цифровой наряд.

К слову, пандемия, поневоле заставившая модные дома и бренды уйти в виртуальную реальность, дала серьезный толчок развитию digital-одежды.

Весной 2020 произошел скачок популярности нового изобретения. 

4.jpg

Одним из лидеров на рынке российской виртуальной одежды стал бренд Akhmadullina. На официальном сайте марки можно приобрести такие предметы гардероба как 3D-платье, 3D-комбинезон, 3D-кроссовки. Кстати, чтобы быть в тренде виртуально, потратить придется гораздо меньше. Если офлайн платье обойдется в 75 000 рублей, то купить его 3D-аналог можно за 6500–7000 рублей. Чтобы приобрести 3D-наряд, нужно только отправить свое фото в обтягивающей одежде, а тем, чтобы одежда села идеально, займется «кутюрье», он же 3D-дизайнер. Результатом будет ваше фото в заказанной одежде. Выходит, что второй раз надеть этот же наряд не получится. Но Алена Ахмадуллина считает, что этого и не требуется – в соцсетях никто в одном и том же несколько раз не появляется. 

В августе 2021 года Алена Ахмадуллина представила свою новую капсулу виртуальной одежды «Примерить стихию». Виртуальный формат позволил дизайнеру создать настоящую магию. Взаимодействие с воздушной стихией отражено в платье прозрачно-зеленого оттенка с как будто «выдутыми» ветром формами. Ткань платья, будто погруженного в глубину океана, бликует, отражая игру света в толще воды и создает прекрасные в своей хаотичности складки. 

8.jpg

Стихии огня посвящены два платья коллекции: с пылающим ярко-оранжевым и голубым взрывающимся огнем. Одежда горящая, но никогда не сгорающая — сильный визуальный эффект и одновременно метафорическое отражение ДНК бренда — волшебной сказки, выраженной в одежде. 

На данный момент главными покупателями виртуальной одежды в мире являются блогеры, известные модницы, заскучавшие по светским выходам, и знаменитости. Перспективы изобретения неизвестны: кто-то говорит, что со временем виртуальная одежда выйдет на рынок, как самостоятельный продукт, а кто-то – что digital-наряды останутся лишь дополнением к реальной одежде и будут в основном использоваться в качестве инструмента продвижения и способа примерки. По словам эксперта русской фэшн-индустрии Романа Ефремова, в 2019 году в России было продано одежды на 2 триллиона 300 миллиардов рублей. Если хотя бы 1% от этого объема рынка перейдет в digital, то это будут огромные цифры, и такая перспектива, по его мнению, неизбежна. 

Посмотрим, что будет дальше. А пока что можно помечтать. Например, о том, что скоро вы сможете поразить всех на светском онлайн-приеме невероятной красоты «горящим» платьем, сидя тем временем дома на диване, в уютной пижаме и с чашечкой горячего шоколада.