Наверное, мода, начиная с кутюра и заканчивая безбрежным масс-маркетом, давно нуждалась в серьезном потрясении — и оно действительно случилось. Пандемия почти во всем мире безжалостно приговорила весенний сезон к строгому домашнему режиму. Впрочем, и наступление летнего до сих пор находится под серьезной угрозой. Будем надеяться, что его мы все-таки встретим на свободе! ☺
Тем более интересна позиция, которую заняли знаменитые кутюрье, представляющие ведущие Дома моды. Как ни странно, для большинства из них в этой ситуации оказалось очень важным сохранить свое достоинство и сложное время использовать для того, чтобы подумать о переменах.
Первым, кто этой весной громко призвал мир моды остановиться и замедлить темп, стал мудрейший итальянец Джорджо Армани, который теперь планирует выпускать коллекции без привязки к сезонам. Он вынес громкое обвинение системе fast-fashion, которая заключается в бесконечном приобретении все новых и новых вещей. «Все стали забывать, — сказал Джорджо, — что настоящая роскошь требует времени, чтобы быть оцененной по достоинству. Я не вижу смысла в том, чтобы у какой-то из курток, которые созданы под лейблом Giorgio Armani, было всего три недели, чтобы быть проданной. Иначе потом ее уже считают устаревшей моделью и ее нужно чем-то заменить, очень похожим, но обязательно новым. Я так никогда не работал и в принципе считаю такой подход аморальным».
Оказалось, что его мнение разделяют многие дизайнеры. Бельгиец Дрис Ван Нотен также утверждает, что потребители просто перестали уважать моду: «Коллекция поступает в магазины, и уже через два-три месяца ее начинают продавать со скидкой. Покупатель даже не успевать «выгулять» зимнее пальто, купленное летом. Зависимость от распродаж — это безумие». В мае он инициировал открытое коллективное письмо группы дизайнеров и представителей люксового ритейла, в котором содержится призыв изменить календарь поставок одежды в магазины и распродаж. Нужно, чтобы осенне-зимние коллекции продавались с августа по январь, а весенне-летние — с февраля по июль. Соответственно, и сезон скидок будет приходиться на январь и июль.
Как-то сразу и вдруг выяснилось и то, что модные показы в их современном формате — это не экологичные и чересчур затратные по времени и деньгам мероприятия, что основной ценностью обладают вещи с классическим вневременным дизайном. Оказалось, что и объемы коллекций должны быть меньше, и количество их презентаций публике. К людям — и профессионалам, и среднестатистическим потребителям — приходит понимание, что нужно уходить от маниакального желания менять гардероб каждые полгода.
Неудивительно, что спустя две-три недели после появления письма уже появились и ответные действия некоторых важных игроков мировой индустрии моды.
Креативный директор Gucci Алессандро Микеле объявил в своем инстаграм-аккаунте о грядущих переменах, которые ждут итальянский Дом: здесь отказались от сезонных коллекций, и теперь будут проводить всего два модных показа (осенью и весной) вместо пяти. «Мы уже начали задыхаться… Я хочу глоток свежего воздуха, почувствовать кислород в легких», — транслировал Микеле.
Спустя неделю пришли новости от бренда Off-White и его создателя Вирджила Абло (напоминаем: он же — нынешний дизайнер мужской одежды Louis Vuitton). Теперь коллекции популярной дизайнерской стритвир-одежды будут появляться в бутиках в соответствии с сезоном. Так, бренд покажет коллекцию «Весна-лето 2021» в январе, а в феврале она уже поступит в продажу, и не будет пресловутого временного разрыва между подиумом и потребителями.
Какие прогнозы ждут модные шоу неясно, но и отказываться от них навсегда ни у кого нет желания. Недели моды — полезный инструмент, который собирает в одном месте байеров, прессу, молодых дизайнеров. Это максимально эффективный способ коммуникации даже в эпоху цифровизации. Возможно, уже этой осенью станет ясно, в каком направлении они будут трансформироваться. И думается, что это будет новое, необычное, но по-прежнему фееричное и красивое зрелище.