07.11.2017

Частное мнение | Мария Симонова

Мария Симонова.jpg

Мария Симонова, журналист, театральный обозреватель, член Ассоциации театральных критиков России

Одно из самых дорогих удовольствий для меня — это незабываемые эмоции и впечатления. Так сложилось, что многие из моих ярких воспоминаний связаны с театром. 

Однажды, в середине 90-х, родители взяли меня на «Сон в летнюю ночь», совместную постановку томского «Скомороха» и американского театра Open Hand. Это звучит абсурдно, но у театра тогда не было в родном городе своего здания. Режиссер Роман Виндерман и в таких условиях сохранил труппу, а спектакли часто создавал вместе с другими коллективами. Его фантастический театр меня поразил. Я не уставала удивляться бесконечным придумкам: актеры на ходулях, взаимодействие людей и кукол... А сцены в волшебном лесу, где были куклы — эльфы Титании, словно переносили в неземную реальность... Тогда я впервые и поняла, что театр может быть живым, всепоглощающим.

Когда я стала журналистом, то интересовалась близкими мне темами, одной из них был театр. Правда, в Томске не всегда случались счастливые театральные сезоны. Тогда лучший выход — бежать за впечатлениями в другие города.

Всегда увлекательно приезжать в театры Новосибирска. Придумывает все новые проекты «Старый дом». Например, Максим Диденко поставил спектакль по стихам одного из классиков, концептуалиста Льва Рубинштейна. Премьеру посетил сам поэт, а также провел в «Старом доме» свой творческий вечер. И это было одно из очень ярких театральных мгновений.
В Москве выбирать театр — настоящая мука. Слишком их много, разных и по-своему интересных. Среди тех, к которым я особенно неравнодушна, — Мастерская Петра Фоменко. Тонкие, воздушные постановки, идеально простроенные интонации, поразительная труппа… Помню, как в день прилета из Томска смотрела четырехчасовой спектакль «Война и мир. Начало романа». При нашей разнице во времени боялась, что засну... Но, напротив, выходила из зала полная сил. Как и всегда бывает после хорошего спектакля.

Если вернуться к Томску, то здесь дорогое театральное удовольствие можно найти и сегодня. И прежде всего это не антрепризные гастроли, а свои, те, для кого театр становится жизнью. Ни на кого не похожий «Два плюс Ку» давно стал культовым. В «Скоморохе» есть спектакли-финалисты национальной премии «Золотая маска». Моноспектакль харизматичного Евгения Казакова «Господин Ибрагим и цветы Корана» выигрывал фестивали, в том числе международные. 

А что творят актеры ТЮЗа, увлеченно придумывающие свои авторские проекты! В «Дыши свободно» в роли режиссеров эскизов выступают сами артисты. Репетируют ночами, осваивают все новые пространства (буфет, подвал под сценой и даже соседнее недостроенное здание). Посмотреть за вечер 3 эскиза, а потом до ночи горячо их обсуждать — такие театральные мгновения забудутся нескоро!

В Театре драмы несколько лет сочинял многослойные красивые полотна-спектакли режиссер Александр Огарёв. Его работы провоцировали споры и были очень живыми. Одна из них, «Амели», стала для меня особой историей, поскольку позволила поучаствовать в рождении спектакля в качестве соавтора инсценировки. Так тоже бывает, когда театр всерьез становится твоим дорогим удовольствием.

С театром связана одна из моих любимых цитат Туве Янссон, придумавшей Муми-троллей: «Театр — это самое важное в мире, потому что там показывают, какими все должны быть и какими мечтают быть, — правда, многим не хватает на это смелости, — и какие они в жизни».