12.11.2017

Частное мнение | Анна Иванова

Анна Иванова.jpg

Анна Иванова, директор по развитию группы компаний «Рекламный дайджест»

Получив лестное для меня предложение от редакции журнала написать материал для этой рубрики, я, разумеется, начала сканировать свое нутро на предмет поиска именно моих «дорогих удовольствий»… 

После проделанной «работы» у меня сама собой нарисовалась иерархия ценных моментов в моей жизни. На первом месте стоят «дорогие удовольствия», которые, я думаю, являются базовыми практически для любого человека — семья, близкие люди, друзья, их здоровье и благополучие. Если в этом слое «удовольствий» что-то нарушается, то все остальное имеет мало смысла. Те, кто нас любит-понимает-поддерживает, — единственное топливо как для внутреннего душевного спокойствия, так и для любых свершений и побед во внешнем мире. 

По идее, на этом можно и остановиться, поскольку самое важное уже написано. Но нет, человек такое неугомонное существо с шилом в одном месте или, если по-умному, то с потребностью в самореализации. Эрих Фромм отлично для всех нас это сформулировал: «Главная жизненная задача человека — дать жизнь самому себе, стать тем, чем он является потенциально. Самый важный плод его усилий — его собственная личность». И вот тут, на мой взгляд, находится поле «очень дорогих удовольствий» — нам надо явить себя самим себе и миру через что-то, причем желательно творческим образом. В моем случае это путешествия. Они занимают достаточно много места в моей голове, душе, снах и мечтах. Я не знаю, почему это так… Я предполагаю, что когда-то, незаметно для себя, вступила в Секту Странствующих и соблюдаю ее строгий устав, главным условием которого является быть в постоянном движении. Если я не путешествую, то думаю о следующем путешествии или пишу тексты про путешествия:) Но при этом я очень люблю возвращаться домой, в обычную жизнь, в Томск, ведь без этого этапа в жизни путешественника нет и той черты, которая его отделяет от номада-кочевника. Правда, в последнее время понятие Дома стало для меня размываться, так как мне очень уютно и спокойно (как дома) почти везде — среди арктических айсбергов, в нагретой солнцем траве саванны, в сутолоке гигантских мегаполисов, в сухом воздухе пустыни, на судне в открытом океане, на узких улочках старинных городов, в бамбуковых азиатских зарослях… У меня появилось ощущение, что мир идет мне навстречу и становится моим настоящим Домом.

Если говорить о следующей степени в ценностной шкале, то это — «роскошь». Роскоши не может быть много по определению, поэтому в моем случае она «наступает», когда я переживаю редкие волшебные моменты удивительного единения с планетой. Они приходят, как только мне — человеку с лимитированным количеством мозгов, сил, знаний и набором стереотипов — удается раздвинуть эти границы, принять и полюбить все, что я вижу вокруг себя: чужие культуры, необычные традиции, странную эстетику, непонятные правила поведения, непривычную еду, сложные языки, экзотическую внешность людей и прочие чудеса. Причем полюбить — безусловно и безоценочно, не ставя себя в центр системы координат и избавляясь от нарциссического самолюбования. Предполагаю, что подобное отношение к миру — путешествовать с распахнутыми настежь «дверями» души и сердца — тоже часть устава нашей «секты». Если кажется, что подобная «роскошь» — уже перебор, то на этот счет у Фромма было свое мнение: «Жизнь ставит перед человеком парадоксальную задачу: с одной стороны, реализовать свою индивидуальность, а с другой — превзойти ее и прийти к переживанию универсальности. Только всесторонне развития личность может подняться над своим Я». Уровень «драгоценности» для меня — постараться прожить эту жизнь на Земле в формате благодарного гостя, с уважением к «творческому проекту» Того, кто Всё Это так забавно придумал!:)))