06.06.2024

Сенсей на каблуках

Она не просто тренер, а наставник по здоровью и состоянию организма, без которого сегодня не обойтись. Ее задача, учитывая контекст нашей жизни, привычки и особенности здоровья, помогать гибко формировать основы физического и ментального благополучия, доводя учеников до конкретной личной цели.

1N5A5902_2.jpg

На яркой летней обложке нашего журнала — Ирина Трощенко, профессиональный тренер и инструктор международного уровня по карате, крав-мага, кроссфиту, оздоровительным системам растяжки и… сенсей на каблуках. Так по-дружески ее называют ученики.
Кстати, слова «ученики» и «сенсей» здесь вовсе не случайны. Продолжая идею преемственности из боевых искусств, Ирина искренне называет своих клиентов учениками и с удовольствием делится с ними знаниями — будь то правила осознанного стиля жизни или последние модные тренды. А сенсей — звание учителя карате, заслуженное огромным трудом и подтверждающееся черным поясом с тремя золотыми полосками.
Мы встретились с Ириной, чтобы задать вопросы о том, каким был ее путь в карате от ученика до учителя, как она решила стать наставником по здоровью и какую миссию определяет для себя и своей команды сегодня.

— Ирина, как вы нашли дело своей жизни?
— На самом деле, это было просто. С самого детства меня окружают люди из научной среды, врачи, учителя. Мой папа — кандидат биологических наук, посвятивший работе в медицине шестнадцать лет, и преподаватель карате. Мои тетя и дядя — доктора наук, возглавляющие известные клиники восстановления и реабилитации в Германии. И впервые в спорт я попала благодаря отцу, который уже в мои пять-шесть лет брал меня с собой на тренировки по карате. Ближе к семи годам я начала проситься на занятия, и это продолжалось каждый день, пока в восемь меня наконец не взяли в команду. Тогда детской группы еще не было, я занималась с достаточно взрослыми ребятами. При том очень контактным, жестким стилем карате — кекусинкай. По степени серьезности боя после него стоит, разве что, микс файт — смешанные боевые единоборства. 

— Каким было ваше знакомство с боевым искусством? 
— Помню, перед моим первым экзаменом папа принес тонкую доску и сказал, что, если я хочу начать получать награды, мне нужно постараться овладеть практикой тамесивари (разбивание твердых предметов незащищенными частями тела, чаще всего ногами и руками). Я была просто в шоке.

— А доску-то сломали?
— Ну конечно. (Улыбается.) Это было моим первым испытанием, пройдя которое, я уже могла двигаться дальше, нарабатывать личные спортивные достижения. 

— Во сколько лет вы получили свой первый пояс? 
— В десять. Но нужно сказать, что тогда, в 90-е годы, экзамены по карате проходили один раз в год и только в других городах, поэтому допускали к ним самых подготовленных спортсменов. Мой папа, перфекционист по жизни и учитель по призванию, считал, что его дочь должна быть не просто готова к экзамену на конкретный пояс, а должна быть вдвое сильнее. 
Очень ярко я запомнила момент, когда мы вместе с ним сдавали одну из аттестаций в Москве. Мне было четырнадцать лет, я шла за зеленым поясом, а папе — больше сорока, он шел за черным. Экзамен принимал президент и основатель одной из федераций карате Александр Танюшкин. В тот день мы оба получили награды за свои старания.

— Каким для вас оказался путь к черному поясу?
— В шестнадцать лет я сдала экзамен на два пояса сразу (зеленый с коричневой полоской и коричневый), получила третий и второй кю. В семнадцать заработала первый кю — золотую полоску. А вот до черного пояса шла очень долго. Стала серебряным призером чемпионата России, отлично подготовилась не только на первый, но и на второй дан (разряд), выучила абсолютно все ката (показательные упражнения)… И в двадцать лет наконец получила заветный пояс и звание «Мастер спорта России».

— Карате требует и физических, и ментальных усилий? Ведь это боевое искусство со своей философией, принципами…
— Да, мы со спортсменами в шутку называем его боевыми шахматами. (Улыбается.) Действительно, на экзаменах по карате оценивают не только физическую кондицию, но и умение вести и выигрывать бои. Например, на первый дан спортсмены сдают комплекс технических упражнений, передвижений и ударов по воздуху, а затем проходят через 30 боев по две минуты с разными противниками. На второй дан — 40 боев, на третий — 50. Для этого нужны особая моральная подготовка и высокий уровень выносливости.
Я всегда хотела иметь третий дан именно для того, чтобы носить звание сенсея — учителя и наставника. Получая коричневый пояс, первый и второй даны, ты становишься семпаем. Но остановиться на этом мне не позволил здоровый перфекционизм. И конечно, я уже тогда понимала, насколько люблю спорт и каких высот хочу в нем достичь.

— Но все же вы решились уйти из боевых искусств?.. Пусть и не насовсем. 
— После получения второго дана на международной зимней школе в Хорватии я дала себе время реализоваться как преподаватель. Подготовила трех мастеров спорта с нуля до черного пояса. Один из них, Симур Керимов, сегодня многократный чемпион мира. Впервые он выиграл чемпионат в 2009 году, затем, в 2012-м, занял третье место в Европе и первое место в своей и абсолютной весовых категориях на межконтинентальном турнире в Швейцарии. Тогда мне вручили медаль как лучшему тренеру федерации и подарили швейцарские часы. Наверное, в тот момент я и поняла, что сделала в карате максимум: достигла определенной высоты, заработала медали себе и своим ученикам, вырастила настоящих чемпионов.

— В это же время решили заняться и бизнесом?
— Еще в 2013-м, когда я проводила тренировки по кросс-фиту для больших групп, эта идея начала выкристаллизовываться. Поняла, что люблю не только спорт, мне нравится быть предпринимателем. А ведь после университета мне настойчиво предлагали уйти в науку, написать и защитить кандидатскую, потом докторскую… Даже приглашали на должность директора музея (я окончила Институт искусств и культуры ТГУ). Но мне все это было не интересно.

— Что увлекало больше, чем наука и искусство?
— Возможность заниматься собственный делом и зарабатывать деньги. Можно сказать, что я предприниматель по натуре, а еще достигатор. Мне всегда нужно быстрее, выше и сильнее. Интересно, что примерно в то же время мои спортсмены, которые самостоятельно ходили в тренажерный зал, стали получать травмы, повреждать мышцы и суставы. Возникли вопросы: что делать в этой ситуации? Как восстановить здоровье бойцов? Как раз тут мне и пригодился опыт всей моей семьи, я начала погружаться в изучение «умного фитнеса».

1N5A6001.jpg

— На ваш взгляд, в чем особенности осознанного подхода к спорту и «умных» тренировок?
— Метод «умного фитнеса» используется многими известными академиками еще с советских времен. Он представляет собой сочетание лечебной физкультуры, правильной постановки брюшного дыхания из практик боевых искусств, элементов тибетской динамической йоги и восстановительного фитнеса. Каждая тренировка состоит из двух частей: восстановление и усиление. Первая снимает компрессию, реабилитирует и растягивает мышцы, разминает тело и суставы, настраивает дыхание. Вторая развивает силу и выносливость.

— В какой момент появилось понимание, что быть наставником по здоровью — ваше истинное призвание?
— Ко мне на «умный фитнес» стали приходить девушки после родов, которые жаловались на боль в спине и коленях, хотели избавиться от лишнего веса. Я начала очень серьезно изучать нутрициологию, разбираться в нюансах питания, пытаясь понять, как худеть правильно. А правильно — значит, не изнурять организм диетами, не срывать работу ЖКТ и других жизненно важных систем. 
Во время пандемии мы с командой поменяли зал и окончательно определили формат работы — индивидуальные тренировки. Интересно, что в этот период я стала чаще тренировать именно предпринимателей, которые столкнулись с болезнью и стрессом. На мой взгляд, главная задача (и тогда, и сейчас) — найти подход к разным состояниям здоровья и разным запросам человека, восстановить здоровье комплексно и помочь ученику дойти до цели.
Сегодня, грамотно создавая программу занятий и учитывая индивидуальные особенности организма конкретного человека, вместе с командой мы не просто проводим силовые тренировки, а доводим каждого ученика до его личного идеала. Помогаем людям становиться лучшей версией самих себя.

— Какими людьми вы окружили себя и свое дело? Кто в вашей команде сегодня?
— В команде тренеров нашего зала моя младшая сестра, один из учеников моего отца и мой боец. Кстати, последнего я буквально вырастила с десятилетнего мальчика до взрослого мужчины, профессионального специалиста по восстановительному фитнесу. Когда знакомлю с ним учеников, все удивляются, как этот большой брутальный качок может с детства тренироваться у меня. А вот так, может. Мои бойцы вообще часто шутят, что они растут, взрослеют, а я не старею. (Смеется.)

— Кажется, в современном мире с его быстрым темпоритмом многим непросто найти время для себя, для спорта. Ваши ученики — сильно замотивированные люди?
— Знаете, когда человек управляет огромным холдингом с миллиардным оборотом, замотивировать его поменяться бывает очень сложно. Конечно, на протяжении какого-то времени тренер может брать на себя функцию мотивировать своего ученика, а иногда даже буквально тащить его вперед. Но наставничество — это всегда совместная, слаженная работа над общей целью, что важно понимать. Даже работа с самым лучшим профессионалом по его самой действенной программе — не волшебная таблетка и не спасение. Поиск супердиеты и суперупражнений для быстрого похудения стал популярным, потому что некоторые люди рассчитывают, что их проблемы могут решиться без их участия. Но это далеко не так. Я стараюсь объяснить ученикам, что ничего волшебного нет, как и нет упражнений и методик, которые подходят каждому. Эффективны лишь строго индивидуальные программы, созданные с учетом показателей здоровья и разработанные специалистами с большим опытом.

— Как происходит работа с наставником по здоровью?
— Мы всегда начинаем с заполнения анкеты здоровья и обсуждения питания. Исходя из данных в медицинской анкете, могу направить человека к гастроэнтерологу, эндокринологу или кинезиологу... Потому что насколько бы я ни была грамотна в вопросах здоровья, медицину я оставляю врачам. Вместе со специалистами из ведущих клиник Томска мы можем обсудить какие-то назначения для конкретного человека, но последнее слово всегда останется за ними.
В дальнейшей работе я корректирую поведенческие паттерны человека, касающиеся питания и сна. Объясняю, насколько важны такие базовые и простые, на первый взгляд, процессы. Вместе с учениками мы ставим личные цели, определяем, как их достичь. И конечно, подключаем к этому спорт в виде индивидуальных физических нагрузок. Когда все эти моменты учтены, получается классный комплекс действий, решающий проблему конкретного человека.