Благодаря свободному доступу к современным источникам информации кажется, что об известных творческих людях, популярных персонах шоу-бизнеса, сегодня мы знаем почти все. Однако интервью с Аллой Духовой, создателем легендарного танцевального коллектива TODES, помогло нам увидеть ее совершенно с другой стороны — очень человеческой…
Любовь к танцам у Аллы Духовой началась еще в детстве. Когда родители отдали одиннадцатилетнюю девочку в музыкальную школу, она очень быстро уговорила маму перевести ее на занятия хореографией. Уже в 16 лет она создала женскую группу «Эксперимент», работающую в стиле джаз-модерн, весьма провокационном для советской эпохи. На одном из фестивалей девушка познакомилась с ребятами из Ленинграда, которые танцевали брейк-данс. В 1987 году, объединив свое творчество и взяв имя мужской группы, создали свой танцевальный коллектив TODES. Свой стиль они искали с помощью видеокассет, на которых были записаны выступления зарубежных танцевальный команд.
Вскоре на TODES обратили внимание советские звезды первой величины. Так началось его громкое восхождение на эстрадный Олимп. К своему пятилетию, в 1992-м, команда уже дала свой первый сольный концерт. Но Алла не собиралась останавливаться на этом. Она хотела работать с мировыми знаменитостями. И у нее все получилось: ее танцоры выходили на одну сцену с Мэрайей Кэри, Рикки Мартином и Майклом Джексоном.
В 1997-м обновленный состав балета Духовой вырос до 150 танцоров, тогда же была открыта и ее первая школа-студия танцев балета TODES, которая сегодня расширилась по всей России. За годы существования балета сменилось несколько поколений танцовщиков. Но слава TODES не уменьшается. Он и по сей день собирает полные залы поклонников по всему миру. Гастрольные туры балета продолжаются непрерывно.
— Алла Владимировна, в нашей стране, пожалуй, нет человека, которому было бы неизвестно имя TODES. Сегодня под этим брендом объединены международный балет, сеть студий-школ, театр танца, Todes Travel, бренд одежды и даже обучающая онлайн-платформа. Принцип «я отвечаю за все» — это про вас?
— Да, конечно. Во всяком случае, я контролирую все процессы, всегда держу руку на пульсе. Естественно, стараюсь делегировать по направлениям, назначаю ответственных. У нас сейчас сформирована прекрасная команда. Собиралась она по зернышку не один год. И в ней очень много прекрасных сотрудников, которые мне помогают.
— Современный танец постоянно трансформируется и пополняется новыми направлениями. Более 30 лет TODES диктует моду или следует за ней?
— Мы постоянно интересуемся тем, что вообще творится в танцевальном мире. Особенно в отношении современной хореографии. Конечно, мы зорко следим за тем, что происходит, — как развиваются те или иные направления, отслеживаем тренды. Учимся, что называется, у лучших. И привносим конечно же свое, пропускаем через себя. Именно поэтому у нас свой особый почерк. И он виден. Именно почерк TODES. Так что с гордостью подтверждаю: мы следуем за модой и мода следует за нами.
— Тяжело ли стать участником вашего коллектива? Какие требования к артистам вы предъявляете сегодня? Лично контролируете уровень танцевальной подготовки воспитанников школ?
— Что касается требованиям к воспитанникам, сейчас в составе коллектива работают только наши ученики. Это дети из студий-школ, которые, кто семь, кто восемь, кто десять лет назад, кто-то раньше, пришли обучиться танцу. И сейчас они являются профессиональными танцовщиками нашего большого коллектива, участвуют в международных гастролях, работают в составе театра TODES, с гордостью несут наше имя. Конечно, наши требования — высокие, но и мы учим и воспитываем танцовщиков на самом высоком уровне, готовим хореографов, педагогов. В первую очередь должны обязательно быть влюбленность в свое дело, фанатическая преданность нашему общему делу, конечно же талант, трудолюбие и дисциплина.
— Планируется ли открытие студии-школы в Томске или реализация совместного проекта с томичами?
— По поводу открытия школы в Томске — да, мы собираемся это сделать. Как только будем готовы, как только подготовим наш ресурс, откроемся обязательно.
— Говорят, что настоящее творчество невозможно без кризисов. Случались ли они в жизни TODES? А в вашей?
— Это работа, жизнь, мы все — все живые люди. Да, бывают сложные моменты. Как и у всех, случаются какие-то форсмажорные истории и разные неожиданности — сейчас вообще на планете неспокойно. Что касается TODES, то мы живем в своем мире — в мире танца, и зачастую сутками не вылезаем из хореографического зала. Поэтому кризисов в творческой жизни, слава богу, не бывало. Что касается меня, то я по своей натуре оптимист, и что бы ни случилось, всегда говорю: «Это временно! Что ни делается, всегда к лучшему!». Живу по такому принципу.
— Мы знаем, что среди благотворительных проектов TODES — опека над животными. Почему, в частности, вы решили заботиться о горилле из Московского зоопарка и оказывать помощь приюту для бездомных собак?
— Не знаю, почему горилла, даже не могу сказать, по какой причине (Улыбается.) Наверное, потому что влюбились мы в нее с первого взгляда. Вот такая это симпатичная рожица, огромный, смешной, сильный… А что касается приюта для собак, я не знаю, как вообще можно не помогать любому животному, особенно если оно в беде и нуждается в помощи. Если у нас есть такая возможность, конечно, мы будем это делать.
— Студия-школа TODES в Новосибирске решила поддержать ОПБФ «Путь», который проводит конкурс таланта «Принцесса Сибири» для девочек из детских домов. По вашему мнению, почему подобные инициативы особенно важны сегодня?
— Поддержка детских домов не только сегодня важна, она важна всегда. Если бы мы всем миром собрались и помогли детским домам, хотя бы по маленькому кусочку... Представляете, насколько наш мир стал бы лучше! Это нужно делать всегда, об этом надо и нашим собственным детям рассказывать. Их следует воспитывать, показывая, что в жизни не все всегда бывает гладко, чтобы они с детства уже понимали, что такое сопереживание. Чтобы в них рождалось чувство помощи ближнему. Это важные моменты в жизни каждого человека!