06.06.2022

Искусство не унывать

Ведущая актриса Томского театра драмы, любимица публики, народная артистка России Валентина Бекетова отмечает юбилей. Еще одна круглая дата связана с творческой биографией. В интервью накануне юбилея Валентина Бекетова рассказала о секретах актерского успеха, о необходимости покидать зону комфорта и о том, почему ее не трогает современный театр.

9A4A8461.jpg

— Валентина Алексеевна, в своих интервью вы не раз говорили о том, что обязательно нужно отмечать свой день рождения. И сами всегда это делаете с большим удовольствием. У вас всегда была такая позиция или она появилась на каком-то жизненном этапе?
— Сегодня мне кажется, что всегда. Не помню, чтобы когда-то было по-другому. Я убеждена: нужно отмечать любое позитивное событие в жизни и искреннее ему радоваться. Это лишний повод повидаться с дорогими для тебя людьми, сказать друг другу добрые слова, зарядиться энергией радости. Я называю день рождения праздником жизни. И всегда предлагаю тост за нечаянную радость. Это те случаи, встречи, житейские мелочи, которые поддерживают нас на нашем пути, приободряют, дарят надежду, радость и дают силы двигаться вперед. 

— В нынешнем году исполняется 50 лет вашей творческой жизни в Томской драме. За что любите театр, где работаете уже столько лет?
— До Томска я три года проработала в Новосибирском театре юного зрителя (ныне — театр «Глобус»). Моя любовь к Томскому театру драмы, как, впрочем, и к городу, случилась с первого творческого сезона. К счастью, она оказалась взаимной. Мне повезло: я сразу попала к хорошему режиссеру, спектакль «Валентин и Валентина», где я сыграла свою первую роль, имел большой успех в городе. Сегодня я знаю абсолютно точно, что есть зрители, которые полюбили меня как актрису именно после роли Валентины. Меня тепло принял город, тепло приняли в театре. Я застала целую плеяду замечательных актеров, легенд Томской драмы. Тамара Павловна Лебедева, Людмила Ивановна Долматова прониклись ко мне, помогали, поддерживали и опекали. Театр в тот момент был на подъеме: было много талантливых режиссеров, ярких спектаклей, интересной работы. У меня быстро возникло ощущение, что Томск и томский театр — это мое, мне здесь хорошо. И оно, это ощущение, не покидает по сей день. 

— Актеру азартнее работать, когда он молод, жаден до работы и делает свои первые шаги в любимой профессии или когда за плечами есть солидный творческий багаж?
— Азартно работается, когда интересно. А интересно становится, когда ты выходишь за привычные для себя рамки. Самое большое счастье для актера, когда режиссер раскрывает в тебе творческие грани и возможности, о которых ты сам не догадывался. Входить из зоны комфорта непривычно, иногда страшно, но это нужно делать обязательно время от времени. В этом развитие. Так, например, было с ролью Нины Бегак в спектакле «В этом милом старом доме» — моей первой характерной ролью после череды лирических героинь. Или с Голдой в «Поминальной молитве». Я сыграла эту мудрую, во всех смыслах зрелую женщину в довольно молодом еще возрасте. И безмерно благодарна режиссеру Олегу Пермякову, который мне ее доверил, внушил уверенность и вообще позволил совершить безболезненный переход на возрастные роли. А с каким удовольствием я каждый раз играла комедийную Софью Карпухину в «Окаянных снах»!

Окаянные сны.jpg
«Окаянные сны»

— Что должно быть изначально в актере, чтобы из него получился крепкий профессионал?
— Разные составляющие должны сойтись. Актерская школа важна, она дает знания. Но все остальное приобретается «на ходу», непосредственно в процессе работы. Здесь большую роль играет удачное, «правильное» окружение. Еще артист, чтобы состояться в своем деле, должен соображать. И сам себя делать. Он должен понимать, что ему нужно постоянно двигаться вперед, развиваться во всех смыслах и отношениях. 

— После какой роли у вас появилась уверенность в своих актерских силах и возможностях?
— Она не появилась до сих пор. Каждая премьера — это экзамен. Уверенность может быть в том, что ты точно знаешь и умеешь. В случае с ролями такого не бывает никогда. Новая роль — это окошко в другой мир, что там за ним — наверняка не знаешь никогда. И каждый раз боишься. С возрастом и как вы сказали выше — опытом, это ощущение только усиливается. Возрастает ответственность. Когда ты молод, хочется играть как можно больше. Когда постарше становишься, хочется как можно лучше. Чтобы было не стыдно перед самим собой, перед старшими коллегами, которые в тебя вкладывались, перед зрителями, которые тебя когда-то полюбили.

— О чем сегодня хочется разговаривать со зрителями через спектакли?
— Я таких «высоких» слов не употребляю в принципе. Что с ними разговаривать? Надо выходить на сцену и играть для них. Так играть, чтобы у зрителей «щипало и замирало» как говорил Присыпкин в «Клопе». Почему мне в большинстве своем не интересен современный театр: он не трогает. Сидишь в зале и никому не сострадаешь, никого не жалко, что бы они там на сцене ни делали и что бы ни говорили. Почему так происходит? Не знаю. Театр — живое искусство, должна быть взаимосвязь со зрителем. Но ее зачастую нет…

0M8A9554.jpg
«Анна в тропиках»

— Если бы к вам обратился молодой человек или девушка, мечтающие о профессиональной театральной сцене, какой бы совет вы ему дали?
— Такое время от времени происходит в Литературно-художественном театре ТГУ, которым я руковожу уже три десятка лет. Всегда стараюсь отговаривать ребят от этого шага. За очень редким исключением. Актерская профессия слишком ранимая и зависимая. Только со стороны это цветы, аплодисменты, главные роли. Никто не знает, сколько за всем этим тяжелой внутренней работы, слез, боли. А какая трагедия, когда новых ролей подолгу не дают… Надо иметь силы и характер, чтобы не сломаться и чтобы не произошла уродливая деформация твоей личности. Но те, кто по-настоящему заражен театром, готовы играть табуретку, лишь бы выходить на сцену и быть причастным к этому миру. 

— Что хочется пожелать самой себе в юбилейный год как актрисе и как человеку?
— Не унывать. (Улыбается.) Сегодня в мире очень много уныния. Умение радоваться жизни, находить позитив в мелочах — большое искусство.