04.04.2022

«В нашей профессии не заскучаешь!»

Юристу доводится решать разнообразные задачи и справляться с новыми и новыми вызовами. Какие из них актуальны сегодня, как юрист может сэкономить деньги клиента? Поговорили о профессиональных и жизненных принципах с Денисом Елисеевым, управляющим партнером юридического агентства «Lextime», более 10 лет успешно работающего в Томске.

1N5A1905.jpg

— Денис, выбор профессии очень важен, ведь он может стать судьбоносным. Как вы стали юристом?
— Никто в моей семье с этой профессией не связан. В школе я понимал, что мне ближе гуманитарное направление. В итоге сделал вывод, что интереснее всего для меня юриспруденция и психология. Но последняя в начале 2000-х казалась бесперспективной с финансовой точки зрения. Так и пришел на юридический. Сначала меня больше привлекала не частная практика, а работа в правоохранительных органах — прокуратуре, следственном комитете… А потом все поменялось.

— Откуда такой интерес к правоохранительным органам? Может, вы увлекались детективами?
— Да, в те годы было много популярных русских сериалов в духе «Улиц разбитых фонарей», «Тайн следствия» и других. Хотелось, наверное, походить на их героев. Но сказалась и личная история, связанная с семейными трагедиями, — моих дедушек в разные годы убили. И у меня всегда было ощущение, что важен принцип неотвратимости ответственности. Уже во время учебы и прохождения практики я понял, что уголовное право — это не мое. 
С 4-го курса начал совмещать учебу с работой при Администрации города Томска, где создавал ресурсный Центр поддержки малого и среднего бизнеса и НКО. Там я вел прием по юридической тематике, получая прикладные навыки и знания. Наша система образования очень теоретизирована, практических вещей в ней мало. Если ты выходишь на работу только по завершении 5-го курса, то будешь «нулевым» специалистом. Уже к окончанию 5-го курса я заключил трудовой договор с одной из крупнейших управляющих компаний — «Жилсервис», и в качестве юрисконсульта проработал около 5 лет. Там, по сути, я начал расти и состоялся как специалист. А потом настал момент, когда я понял — у меня больше амбиций, чем нужно для того, чтобы обслуживать узкий сектор, связанный с ЖКХ.

— Чем вы занимались в управляющей компании?
— Отвечал за многие направления — и хозяйственная часть, и обслуживание интересов самого юрлица. В то же время, многие практические задачи я на такой работе решать не мог. Мне захотелось большего масштаба. В апреле 2013 зарегистрировал ИП, мы вместе с сокурсником сняли помещение, в котором расположилось юридическое агентство «Бастион». Через полтора года мы заметно выросли: у меня появился опыт судебной практики по широкому кругу вопросов, и клиентская база постоянно росла. Вскоре совмещать два направления работы стало невозможно, тогда я расстался с УК и решил полностью погрузиться в развитие и преобразование своей компании.

— Чем новый проект отличался от прежнего?
— В первом мы работали с коллегой, во втором — главным был я один. Но, естественно, я понимал, что своими силами не справлюсь, поэтому перешел к своеобразному рекрутингу. Брал молодых, амбициозных, талантливых, с горящими глазами студентов и сам их воспитывал. Тем более, что параллельно я преподавал на юрфаке сельхозинститута. Сейчас в моей компании работают два бывших студента, еще две девушки пришли из моей родной Юридической клиники Российского государственного университета правосудия. Теперь каждый из них в нашей команде специализируется в своей сфере. 

1N5A1867.jpg

Юридический чат-бот и другие идеи
— В итоге, какими направления юриспруденции вы сейчас занимаетесь?  
— Постепенно я попробовал в юриспруденции все. В нашей команде 4 юриста и 4 партнера. Последних мы привлекаем к работе для решения задач их узкого профиля. По существу, все направления деятельности компании сегодня можно разделить на 3 сектора. Первый связан с защитой интересов бизнеса, второй — с оказанием услуг населению, а третий — с оказанием околоюридических услуг. 

— Что входит в это понятие?
— Это те ниши, которые может замкнуть на себе юрист, объединившись со сторонним специалистом. Например, мы занимаемся изготовлением паспортов фасадов. Обратились к этому направлению, когда начали анализировать клиентские запросы и увидели, что у бизнеса есть подобные задачи. Еще один момент — у нас хороший партнер по IT-направлению, поэтому мы оказываем юридические электронные сервисные услуги. Существуют программные продукты, к которым мы предоставляем доступ управляющим компаниям, ТСЖ, ритейлерам. Здесь стоит отметить возможность формирования реестра собственников и программу по электронному проведению общего собрания собственников. Сейчас мы с сокурсником, коллегой, успешным блогером из Казахстана, собираемся приступить к реализации идеи, которая благополучно протестирована в его стране — чат-бот для простых юридических запросов.

— Вы вообще активно развиваете сайт, он важен для вашей компании?
— Да, хотя считаю, юридический бизнес как был, так и остается достаточно консервативным. Больше половины клиентов приходит к нам благодаря «сарафанному радио». Но продвижение тоже необходимо. На сайте мы даем информацию, связанную с практикой, — расписываем наши кейсы, победы. 

— Давайте и для наших читателей приведем несколько интересных примеров из вашей практики…
— Начну с такого направления, как антикризисный менеджмент. Если мы сотрудничаем с клиентом, то всегда стремимся провести оценку рентабельности экономики, работу по минимизации его налогов, расходов и прочего. К примеру, в Томске есть завод, который располагается на огромном участке земли. Арендная плата начислялась из расчета кадастровой стоимости в 88 млн рублей. Клиент обратился к нам с запросом, как уменьшить кадастровую стоимость. За год мы снизили ее с 88 до 20 млн! Однако на этом не остановились: изменили виды разрешенного использования земельного участка, после чего повторно пересмотрели кадастровую стоимость и снизили ее до 13 млн, что помогло клиенту сэкономить огромные средства. 
Буквально недавно у нас успешно закончился крупный спор о банкротстве, связанный с рассмотрением Арбитражным судом Красноярского края заявления налоговой службы о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц на сумму 800 000 млн руб. Стоит отметить, что на сегодняшний день это исключение из правил, когда суд встает на сторону ответчиков в спорах о субсидиарной ответственности, если на другой стороне стоит государство. 
Нельзя обойти стороной и такой момент, как наличие в нашем портфолио высшего достижения для юриста — это два случая отмены в Верховном Суде РФ нижестоящих судебных актов (одно дело связано с возмещением ущерба от ДТП, а второе — с взысканием задолженности по расписке). 

— Сегодня в России опять непростой период, какие задачи он уже поставил перед юристами?
— Сейчас мы решаем интересную задачу, связанную с резким падением курса рубля, приостановлением поставок многих категорий товаров из-за рубежа. Уже официально признано, что инфляция составит 20%. Те секторы экономики, которые работали с иностранными компаниями, переживают не лучшие времена. У нас есть в списке клиентов официальные дилеры компании Harley-Davidson, которые занимаются продажей мотоциклов. И наш клиент столкнулся с тем, что многие заказы, предзаказы были сделаны еще в декабре 2021—январе 2022, а техника пришла сейчас, по совсем другой цене. По контрактам, заключенным с потребителем, цена стоит ниже. Клиент понес двойную финансовую нагрузку, наша задача строго в рамках закона предложить потребителю произвести соответствующую доплату, либо расторгнуть договор. Клиенты ставят перед нами много интересных задач, что не позволяет «заскучать» в профессии. 

Важны все клиенты
— Какие у вас ключевые профессиональные принципы?
— Мы сформулировали для себя 7 принципов. 
1. Первый — честность, порядочность. Это вообще залог отношений, он действует двусторонне. К примеру, когда человек приходит к психологу, он должен раскрыться, рассказать все, как есть. То же самое и с юристом. Не нужно ничего утаивать, в противном случае это может привести к неблагоприятным для клиента последствиям. 
2. У нас достаточно гибкие условия ценообразования. Мы можем выстроить свою работу с клиентами по-разному. Первое — плата вносится сразу, при заключении договора. Второй вариант — сдельная оплата, зависящая от количества походов в суд и прочего. Третий — сумма зависит от конечного результата. Есть оплата за работу, а в договоре прописано дополнительное вознаграждение, если мы достигнем желанного результата. 
3. Мы никогда не говорим, на сколько процентов вероятна победа, поскольку мы — не человек в мантии, который принимает решение. Но можем гарантировать, что сделаем все ради выигрыша. Уточню, что «работа ради работы» — не наш подход, за заведомо проигрышное дело мы не беремся. 
4. Долгосрочное партнерство с клиентом. Коллеги советуют заключать с компаниями абонентское соглашение. Но я не думаю, что стоит так навязываться. Если клиент видит результаты и его устроило наше сотрудничество, он либо сам предложит заключить контракт, либо будет дальше обращаться с разными задачами.
5. Для нас нет важных и незначительных клиентов, на какую сумму ни был бы контракт. Логично, что чем меньше проблема, тем локальнее затраты. К более глобальной задаче будут подключаться несколько специалистов.
6. Принципиально избегаем конфликта интересов. 
7. И последний принцип — прозрачность цены. В наших договорах нет скрытых пунктов.

— Такие «уточнения» играют большую роль?
— Да, к примеру, мы заметили, что в интернете много рекламных предложений по банкротству. Они используют непорядочные методы — пишут, что гарантируют полное списание долгов, а если этого не случится, обещают вернуть деньги. Это приманка, которая хорошо действует психологически. Часто к нам обращаются люди, которые сначала поверили рекламе, пришли на такую недобросовестную площадку, а потом обнаружили, что дело не продвигается, а юристы разводят руками. Второе направление нелегитимной конкурентной борьбы — демпинг цен. 

— В этих случаях берут объемами?
— Нет, люди просто не выполняют обязательств, которые декларируют. Часто в итоге их клиенты становятся нашими, и платят за услуги по банкротству дважды. 
Главное — не как юрист выглядит, а насколько ему комфортно.

— Чем увлекаетесь кроме работы?
— В школе занимался бальными танцами и футболом. С годами футбол восторжествовал. Играл сам, болел за «Томь», теперь хожу на стадион со своими дочками, такая у нас преемственность. Сейчас играю в футбол, бываю в тренажерном зале — это хороший вариант для поддержания мозга в тонусе. Сегодня времени на художественную литературу мало, но все равно выкраиваю время на книги, связанные с личностным развитием и бизнесом. Еще люблю смотреть фильмы, интересные сериалы. Люблю путешествовать, но с учетом последних событий это стало сложнее. В марте собирался в теплый солнечный Египет, а в итоге поехал в холодный солнечный Шерегеш.

— Поделитесь, что из недавно прочитанного впечатлило?
— Последнее, что прочитал — «Думай медленно… решай быстро» Нобелевского лауреата Д. Канемана. Он с помощью математических приемов объясняет алгоритмы нашего мыслительного процесса. Первое решение может быть более верным, чем принятое после определения всех плюсов и минусов. 

— А какие сериалы нравятся юристам?
— «Карточный домик». Сейчас с удовольствием смотрю «Наследников». Нравятся сериалы, связанные с нашей профессиональной сферой — «Форс-мажоры», «Юристы Бостона». 

— Насколько уделяете внимание своему визуальному образу, он важен для юриста?
— Это для меня интересный вопрос. Один из наших преподавателей считал, что главное не то, как юрист выглядит, а насколько ему комфортно. Ты можешь надеть костюм и галстук, но если неестественно себя в этом чувствуешь, то твоя эффективность снизится. Мне нравится как классический, так и спортивный стиль. Если сегодня у меня будут процессы или переговоры, то безусловно я буду в костюме с галстуком, если же нет – то могу поводить себе прийти на работу в спортивных штанах и худи. Если говорить о компании, то у нас нет жесткого дресс-кода. Единственное, не стоит летом даже в жару ходить в суд в шортах. Это неуважение к самому процессу, к его символизму — судья, по традиции, сидит в мантии. А прийти в джинсах и рубашке с коротким рукавом можно, почему бы и нет. Главное — чувствовать себя комфортно. 

ул. Обруб, 10 а, офис 24-25, тел.: 8-913-815-65-54, 50-45-25, lextime-tomsk.ru