01.03.2022

Приглашающая в жизнь

От нее исходит потрясающее чувство теплоты, доброты и уверенности, а ее улыбка словно говорит каждой, даже потерявшей надежду, женщине: «Все будет хорошо». Юлия Спирина, руководитель Центра репродуктивного здоровья, искренне считает, что отчаиваться не стоит никогда. Нужно просто верить.

9A4A5299_web.jpg

— Юлия Валерьевна, вы помните первую пациентку, которой помогли стать мамой? 
— К сожалению, нет. Но я точно знаю, что каждый раз прикладываю все возможные усилия, чтобы помочь людям. И у меня это получается. (Улыбается.) Не буду говорить, что буквально через себя пропускала истории всех женщин, которые ко мне обратились, просто я делаю свою работу. Вообще, лучше запоминаются самые тяжелые случаи, тот невероятно сложный путь, который мы с каждой пациенткой, отчаявшейся, разочарованной, проходили вместе. Отступать нельзя — ведь она к тебе пришла как к самой последней инстанции. И вот ты сама себе говоришь: надо идти до конца. Таких случаев у нас много, к нам даже наши соотечественницы, живущие за рубежом, приезжают на лечение. Добиться успеха после 10—20 лет бесплодия — это шок, радость, огромная энергетическая отдача и подзарядка для доктора. 

— У вас есть ощущение, что женщины стали более грамотно и мудро планировать беременность? Если женщина хочет ребенка, ее ничто не остановит?
— Мне кажется, если женщина вообще пришла к решению «я хочу ребенка», то она уже стала мудрее. И она знает, что не отступится, пока не добьется своей цели. И да, мой опыт говорит: получается у всех, кто идет до конца. Важно не терять надежды и уверенности в благополучном исходе. На первый взгляд кажется, что мы в вопросах деторождения стали более основательными: сначала квартира, машина, дача и так далее… Рожать — потом. А потом приходят с накопленным багажом проблем со здоровьем. Начинаются бесконечные хождения по клиникам и докторам. Мнение врача однозначно — рожайте до 35 лет.

— Оставляя за собой право выбора, женщины, тем не менее, часто сталкиваются с так называемым репродуктивным насилием. Помогает ли оно улучшить ситуацию? 
— Безусловно, на женщин, откладывающих рождение ребенка, тех, кто не хочет рожать второго или третьего, часто оказывается огромное давление: некоторые мужчины более фанатично хотят детей, чем их партнерши, да и общество негативно относится к такому независимому поведению. Но современные женщины, конечно, стали другими и считают, что вправе выбирать сами, не обращая внимания на тех, кто пытается им раздавать советы. И в каком-то смысле им проще. Ведь когда-то девушку уже в 25 лет называли «старородящей», что сейчас представляется дикостью. Сейчас отношение к этой теме кардинально поменялось.
В наше время самостоятельные женщины принимают решение рожать, не имея иногда постоянного партнера, надеясь только на себя. Очень часто приходят незамужние, возрастом ближе к 40 — красавицы, умницы, с удачной карьерой, обеспеченные. Ну, что ж, в таких случаях можно использовать донорскую сперму — услуга эта сейчас чрезвычайно востребована. В анкетах доноров указаны фенотип, образование, профессия, иногда — даже доход. Это важно не только для «хороших генов», которые получит ребенок, но и помогает понять, зачем мужчине понадобилось сдавать биоматериал — и финансовый вопрос здесь не определяющий. Для некоторых мужчин это естественный процесс.

9A4A5171_web.jpg

— Наверняка, не все долгожданные беременности заканчиваются благополучным исходом. Бывает, что их течение осложняется какими-то проблемами?
— Конечно. Запомнился один из таких случаев в нашей практике: длительное бесплодие, ЭКО, помощь суррогатной матери — и неожиданно УЗИ показывает пороки развития плода. Аборт. Без вариантов. Это была страшная трагедия. У этой женщины, к счастью, позже все-таки благополучно родился малыш от сурмамы. 
Очень важно, чтобы каждая женщина максимально внимательно относилась к здоровью будущего ребенка. Некоторые категорически отказываются от проведения УЗИ, заявляя, что точно знают: с их малышом все в порядке. Пример: на 33-й неделе беременности у нашей пациентки, отвергающей диагностику, появились жалобы. В итоге на УЗИ — множественные пороки, ребенок нежизнеспособный. 
Таким женщинам их самостоятельность и уверенность, что они лучше врача знают, как протекает их беременность, приносят только вред. На многочисленных форумах чего только не встретишь: советы о том, как забеременеть и как спрогнозировать будущий пол, рассуждения о том, что мы «поджариваем детей ультразвуком». Много споров и о том, нужно ли рожать малыша с пороками развития или нет. Мое мнение в этом вопросе — надо думать не о себе и не о своем благородстве, а о ребенке, о качестве его жизни. В любом случае, наша задача — вовремя провести диагностические исследования, особенно женщинам, имеющим повышенные факторы риска, чтобы она приняла взвешенное решение. Замечу, что пороки развития плода возникают не только у возрастных мам, но и у тех, кому еще нет 30. Так что скрининг обязателен. 

— То есть УЗИ сегодня — это абсолютно безопасно?
— При использовании этого метода на протяжении более 30 лет не было получено данных о возникновении каких-либо осложнений у плода. А посмотрите на эволюцию УЗ-аппаратов. Это же просто небо и земля — то, что было и что стало. Технологии стали феноменальными — эмбрион можно рассмотреть во всех подробностях, даже увидеть, как по его сосудам движется кровь. Хорошая диагностика — меньше проблем. Поэтому я так рада, что скоро у нас появится уникальный японский аппарат для УЗИ премиум-класса Canon Aplio i700, который помогает в проведении диагностики еще не рожденного малыша. 

— Удивительно, как женщины могут одновременно надеяться на достижения медицинской науки и доверять мнению абсолютно некомпетентных людей? 
— Где-то наши женщины теперь стали более осознанными, осведомленными, а где-то — это просто темный лес. Например, у нас проведена подготовка, назначена дата важной процедуры, а пациентка советуется с батюшкой, можно ли ее проводить. Мы уже привыкли ориентироваться на время религиозных постов, зависеть от гороскопов, от предсказаний «мне сказали, что у меня 5 лет не будет детей». И как работать с таким человеком? Ей уже это в голову вложили. Через 5 лет ей исполнится 43 — там вероятность зачатия еще меньше. Или приходит будущая мама, которой «точно» нагадали, что она родит на 32-й неделе. В итоге в конце нормально доношенной беременности она решила, что «там» ошиблись. Это я сейчас улыбаюсь, а на самом деле такое поведение осложняет нашу работу. 

— В таких случаях врач-репродуктолог вынужден брать на себя еще и функции психолога?
— Это, наверное, в нас заложено изначально. Работа с пациентками, которые не могут забеременеть, — это уже психология. «Вы моя последняя надежда», — к нам часто приходят именно с такими словами. И мы пытаемся вложить в женщину позитив, чтобы была вера в благополучный исход. Иногда просто поговоришь, она уходит, а возвращается уже с задержкой. Просто перестала переживать — и всё. В нашей клинике очень хорошие результаты работы с бесплодием. У нас 5 репродуктологов, и каждый из них помогает забеременеть 15—20 пациенткам в месяц.  

9A4A3733_web.jpg

— Легко ли вам было взять на себя обязанности руководителя и продолжать врачебную практику?
— Совмещать лечебную деятельность и руководство достаточно непросто. Но в моем случае все получилось само собой: многое ведь зависит от коллектива, и он у нас — замечательный. Все так, как и должно быть: где-то я врач, где-то — руководитель. Рутина, связанная с бумажной работой, закупками и т.д., не мешает мне оставаться доктором. И нет, я вовсе не считаю себя уникальной, просто люблю свое дело — и у меня все получается. 

— У вас несколько особенная ситуация. Возглавив центр, вы стали непосредственным начальником своего супруга. Это как-то повлияло на ваши отношения?
— Да, мой муж — главный врач Центра доктора Спириной — Вадим Леонидович Спирин, дерматовенеролог, андролог. В чем-то я ориентируюсь лучше, в чем-то — он. И знаете, на наших личных отношениях мой карьерный рост абсолютно никак не отразился. Иногда, конечно, я могу себе позволить даже дома высказать какие-то претензии по поводу работы, и он их воспринимает спокойно. Думаю, все дело в мягкости характера. Моего, конечно. (Смеется.) Это я довольно гибкий человек, а супруг — Скорпион по гороскопу. Как что — так сразу на войну. 

— Такое взаимопонимание у вас было всегда? У вас большой семейный стаж?
— 26 лет официального брака плюс 6 лет дружбы — мы вместе с 1-го курса медуниверситета. И все эти 32 года живем как итальянская семья — шумно и бурно, но зато сколько впечатлений. (Смеется.) Наша жизнь постоянно кипит, мы легки на подъем: решили — собрались и поехали куда-то за новыми эмоциями. Мы постоянно на одной волне, делаем одно большое дело, наверное, поэтому нам кажется, что время просто летит — вроде только недавно были студентами, а уже свои юбилеи отмечаем. У нас практически одни и те же интересы — и фильмы смотрим вместе, и путешествовать нравится в компании друг друга. Ну, а что касается, недостатков, конечно, они есть, но их воспринимаешь уже не так категорично.

— У ваших детей заметная разница в возрасте. Как складываются отношения с ними? Какая вы мама?
— Дочь завершает сейчас учебу в медуниверститете, но наши с папой судьбы повторять не хочет, мечтая стать психиатром, сексопатологом. У нее творческий склад ума, и она идет своим собственным путем. Ее младший брат появился у нас, когда она уже была студенткой. А вот будет ли он продолжателем семейных традиций? Честно, нам бы этого не хотелось, но противостоять сыну, если он захочет быть врачом, мы не станем. Для дочки я уже сейчас больше мать-подружка, а сын у меня все же поздний ребенок, пока еще тянется к маме, так что с ним у нас более нежные отношения. Правда, когда делаем уроки и он чего-то не понимает, у меня, как и у любой мамы, иногда срывает голову. (Смеется.)

— Какой совет еще и еще раз вы хотели бы дать всем женщинам репродуктивного возраста?
— Не затягивайте с процессом деторождения. Если по каким-то причинам вы вынуждены отложить появление ребенка на более поздний срок — постоянно наблюдайтесь у врача. Это гарантия того, что вы сможете стать матерью в тот период, который определили для себя.

Пр. Фрунзе, 39, тел. 8 (3822) 799-200