01.03.2022

Формула права

Закон «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в РФ» был принят в 2002 году. В виде свободных и независимых адвокатских образований, которыми сегодня представлена частная адвокатура, она существует в России всего 20 лет. По сравнению с частной адвокатурой развитых европейских стран это совсем не большой срок. Мы находимся еще в самом начале пути борьбы за действительно широкие процессуальные полномочия адвокатов в судебной и правоохранительной системах нашей страны.  

DSC06666-124.jpg

Адвокатское бюро Томской области «Трифонов и партнеры» — это команда из семи юристов-профессионалов: адвокатов, помощников адвокатов, бренд-менеджера. Общий стаж всех сотрудников составляет больше 100 лет. И более 40 лет общего адвокатского стажа на троих из них: управляющего партнера бюро Вадима Трифонова, адвокатов-партнеров Веру Лейбу и Ольгу Желеву.

Адвокат и юрист — не одно и то же
В понимании обывателя «адвокат», как правило, означает защитника, представляющего интересы обвиняемого в суде. Несомненно, это упрощенное понимание функций и сфер деятельности, в которых работает адвокат. Глава адвокатского бюро считает необходимым дать современное определение этого понятия.

— Для начала следует рассказать, что с принятием закона об адвокатской деятельности в России стали оценивать квалификацию юристов, желающих попасть в ряды адвокатов, через призму сложного квалификационного экзамена, собеседования, наличия опыта работы по юридической специальности и диплома о высшем юридическом образовании. Это достаточно сложный процесс, на прохождение которого решается далеко не каждый юрист. Будущим адвокатам предлагается ответить на обширный перечень вопросов и сдать тесты на знание права при помощи специального программного обеспечения.  Лица, успешно сдавшие экзамен и прошедшие собеседование, регистрируются в Министерстве юстиции и получают свое удостоверение. Таким образом, юрист становится членом профессионального сообщества адвокатов, правозащитников. Свой квалификационный экзамен я сдал сразу после вступления в силу закона «Об адвокатуре» в апреле 2003 года.

У адвоката есть ряд преимуществ перед обычным юристом. Назову их:
• Юрист не обладает столь же широкими полномочиями, как адвокат, ни в правоохранительной, ни в судебной системах России. Последний имеет право участвовать в уголовных делах и делах об административных правонарушениях по ордеру на основании соглашения с доверителем. Обычного юриста не подпустят ни к следственным действиям, ни на стадии защиты в суде по уголовному делу.
• Адвокат может самостоятельно подавать жалобы для защиты клиента, осуществлять другие процессуальные действия в пользу своего клиента. И для этого ему не нужна доверенность. Достаточно соглашения, заключенного с клиентом, и ордера, выписанного на основании этого соглашения.
• У адвоката есть беспрепятственный доступ в специальные государственные учреждения. Такие, например, как СИЗО, исправительные учреждения.
• Адвокат и его клиент защищены законом, адвокатской тайной и ограничениями на процессуальные действия в отношении адвоката и документации по защите клиента. Ему не могут отказать в осуществлении прав по защите своего подопечного в органах МВД, например.
• Адвокат вправе привлекать экспертов. Ему не могут отказать в сборе той или иной информации.
• Полномочия адвоката дают ему право делать адвокатский запрос на получение тех или иных сведений. Если адвокату чинят в этом препятствия, он может инициировать процедуру привлечения виновника к административной ответственности в виде штрафа.
• По некоторым категориям дел представлять интересы граждан могут исключительно адвокаты.
• Адвокат, как и врач, приносит клятву честно и добросовестно защищать своего клиента.

DSC06582-108.jpg

Великолепная семерка
С Вадимом Трифоновым работает опытная и профессиональная команда. У каждого из правозащитников есть своя специфика деятельности, в которой он — ас. Вера Лейба имеет стаж юридической деятельности более 28 лет. Статус адвоката получила в 2003 году. Имеет огромный практический опыт по специальности.
Ольга Желева, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного процесса Юридического Института ТГУ. Работает в адвокатском бюро более 2 лет. Статус адвоката получила в 2021 году, успешно сдав квалификационный экзамен.
Алексей Дягилев имеет большой опыт юридической деятельности на производстве. Ранее работал на СХК. В команде более 3 лет.
Андрей Сова представляет Адвокатское бюро Вадима Трифонова в Новосибирске. Имеет юридический стаж более 15 лет. В команде больше 4 лет.
Александр Ткач — помощник адвоката. Молодой сотрудник, пришедший в команду в декабре 2021 года.
Маргарита Трифонова — бренд-менеджер команды и бухгалтер.

В чужой монастырь со своим уставом не лезут…
— На территории России я могу представлять интересы своего клиента без ограничений. Здесь есть варианты: либо я сам отправляюсь в другой город и веду дело своего подопечного, либо ищу адвоката, который окажет профессиональную поддержку в той точке страны, где возникли интересы моего клиента. При этом клиент в любом случае получит качественную услугу, практически не выходя из дома.

Но если дело россиянина открыто за границей, здесь уже мой статус адвоката становится более ограничен законами той страны, где есть проблема. По закону российский адвокат не может работать в другой стране — будь то Казахстан, Польша, Германия. В этой ситуации мы можем выступить партнерами иностранного адвоката.

Приведу конкретный пример из нашей практики. Молодой человек живет и работает в Томске. Его отец, с которым по определенным причинам он не общался некоторое количество лет, живет в Казахстане. Этому молодому человеку приходит уведомление от нотариуса о том, что отец его умер, и ему в наследство осталась квартира в Казахстане. Он обращается к нам за помощью, потому что не имеет ни времени, ни возможности выехать в другую страну, чтобы вступить в наследство. По международному закону мы вправе заключить соглашение с адвокатом другой страны, чтобы обеспечить нашему клиенту оформление наследства. Так, я представляю интересы своего клиента дистанционно и решаю его проблему.

Другой случай. К нам пришло письмо, в котором гражданин США, бывший наш соотечественник, просит разыскать могилу его бабушки. После успешных розысков он заключает через нас договор на благоустройство могилы. Таким образом, мы представляем его интересы здесь, в России.

Третий случай. Русская пара переехала в Черногорию. Обосновалась там, построила несколько объектов недвижимости. Через несколько лет супруг умирает. Но оставляет завещание, по которому часть наследства переходит к его родителям. Пожилые люди, которые ни разу не были за рубежом, обращаются к нам за помощью. Я в этом случае заключаю соглашение с адвокатом Черногории, который представляет интересы моих клиентов в суде по получению их доли наследства. Дело успешно завершается.

Санкции для адвоката — не указ
«Изюминка» адвокатского бюро Вадима Трифонова заключается в том, что сам он в Москве, Лондоне и Страсбурге специально обучался взаимодействию с адвокатами других стран. В Страсбурге, например — как сотрудничать с Европейским Судом по правам человека, международным судебным органом, являющимся порой последней надеждой на справедливость. Инстанцией, обращение в которую доступно далеко не каждому.
Стоит отметить, что сотрудничество между адвокатами разных стран складывается независимо о того, какие политические отношения существуют между этими странами. 

— Адвокаты находятся вне политики. Политические перипетии не влияют на нашу работу никаким образом. Адвокатам нет никакого дела до того, какие и где действуют санкции. Мы защищаем права и интересы граждан. Гражданские права и обязанности людей находятся вне границ государства. Политика волнует адвокатов только в том случае, если к власти приходят люди, пытающиеся ограничить гражданские права человека, пропагандирующие насилие над личностью или ограничивающие свободу волеизъявления. 
Адвокатура дает гражданам определенные гарантии, потому что на нас не оказывается никакого давления со стороны государства. Мы — независимы. Мы работаем для того, чтобы помогать людям и защищать их интересы в любой стране мира, в любой точке России.

3T7A8959.jpg

Диплом юрфака ТГУ — залог успеха
Вадим Трифонов и его партнеры оканчивали юридический факультет (с 1994 года Юридический институт) ТГУ. И очень гордятся этим.
— На юридическом факультете ТГУ исторически сложилась мощная преподавательская база, наша профессура высоко котировалась. С советских времен юрфак ТГУ занимал 3-е место после юрфаков МГУ и ЛГУ. В наших профессиональных кругах стоит сказать, какой вуз ты оканчивал, и это будет залогом того, что к твоему мнению и суждениям прислушаются, тебя оценят как специалиста.
Томск — университетский город, что очень сказывается и помогает в нашей работе. Люди, вышедшие из научных кластеров, чувствуют себя комфортно повсюду. Я работал в Новосибирске, Омске, Кемерове, в Москве и Санкт-Петербурге, видел, как отличается там судопроизводство от нашего. И далеко не всегда в их пользу.

Адвокат должен знать, как построить дом
Уголовные и гражданские дела — это, на первый взгляд, две независящих дуг от друга системы с точки зрения квалификации адвоката. Казалось бы, один специалист должен заниматься только уголовными делами, другой — только гражданскими. Но по мнению Вадима Трифонова, чем более серьезными уголовными делами приходится заниматься, тем больше приходит понимание — без знания гражданского права в некоторых из них ни за что не разберешься. 

— Сегодня много экономических дел связано с превышением полномочий, взятками и мошенничеством. И если адвокат не может разобраться в коммерческих арбитражах, то он не сможет вести дела, касающиеся экономических преступлений. Если адвокат не знает законодательства в сфере предпринимательской деятельности, то никогда не разберется в нюансах таких сложных дел, как дело полковника Захарченко, например. Наконец, если бы мы не разбирались в правилах строительства, в СНиПах и прочих премудростях инженерии и пожарной безопасности, то нам трудно было бы вести дело владельца «Зимней вишни», который сейчас находится под защитой в нашем адвокатском бюро. 
Скажу более: один человек не справится с такими сложными делами никогда. Поэтому и нужна команда профессио-налов, имеющих специфические знания в узких областях. В производственной сфере, в экономической деятельности и так далее. В этом сила работы в команде. В этом — формула успеха.