29.12.2021

Все решит профессионализм

Консалтинговой компании «Превентива» в этом году исполняется 20 лет. О том, как и чем живет она в сегодняшних условиях, как пандемия отразилась на ее работе и что профессионалы думают о современных бухгалтерских онлайн-сервисах, говорим с учредителями фирмы — Натальей Медведевой и Ларисой Прокудиной.

9A4A7371.jpg

— Кажется, совсем недавно мы встречались с вами, чтобы поговорить о том, как вы отмечаете свой 15-й юбилей на рынке консалтинговых услуг. И вот еще одна волнующая цифра — 20. Чем стали для вас эти годы? Удалось найти новых клиентов и не потерять старых?
Лариса: Последние 5 лет были очень интересными. Они стали необычными по сравнению с предыдущими 15, когда все было более или менее стабильно. Да, менялось законодательство, но мы успевали под него подстраиваться. Пандемия нас взбодрила. Мы очень беспокоились о том, что нас ждет дальше. Ведь наша деятельность напрямую зависит от предпринимательства.
Наталья: В начале пандемии у нас была небольшая паника. Что будет с нами? А с нашими клиентами? Но, к счастью, мы не ушли на удаленную работу, мы не закрыли свои двери, а самое главное, полностью сохранили рабочие места. И практически все наши клиенты остались на плаву. Государство постоянно оказывало поддержку предпринимателям, а мы помогали им в оформлении необходимой документации, помогали быть в курсе новостей.
Лариса: Оказалось, что все не так страшно. Мы стали даже более востребованы в некоторых вопросах, чем раньше, и непрерывно держа руку на пульсе, консультировали наших клиентов по всем возникающим вопросам. Было тяжело, но было и много приятных моментов, потому что потом нас клиенты от души благодарили. И мы в это непростое время приобрели много новой постоянной клиентуры.
Наталья: Согласна, эти 5 лет мы не стояли на месте. Думали, как сделать наше обслуживание удобнее, качественнее, какие ввести новые сервисы для клиентов. Ведь чем сейчас можно отличаться на рынке консалтинговых услуг? Конечно же удобством и сервисом. Мы ввели новые направления и регламенты в обслуживание, обновили  и сделали более комфортными наши офисы. Все это для того, чтобы клиенту было с нами хорошо. Да, добавлю, что у нас не просто появились новые клиенты, к нам стали обращаться и более  крупные, чем ранее,  организации Томской области, доверяющие нам свою бухгалтерию и учет.

— Как вы считаете, аутсорсинг все глубже проникает в жизнь людей? Как вы оцениваете сейчас ситуацию на рынке?
Наталья: Это очевидно. В центре нашей страны и европейских странах, например, он уже давно стал чем-то обыденным. Но в сибирском регионе пока не очень принято передавать дела на ведение сторонней компании. Ментальность наших людей такова, что хочется иметь бухгалтера рядом. Чтобы с ним в любую минуту можно было поговорить, спросить о том, что интересует. Прирост клиентов заметен, но в Томске еще не до конца предприниматели поняли, в чем прелесть аутсорсинга. Но рано или поздно это понимание придет. Не каждый руководитель хочет заниматься организацией рабочего места бухгалтера, его обучением, могут даже появиться сомнения: «А мой бухгалтер вообще справляется? А все ли он знает?» Думаю, к нам стоит обращаться потому, что мы следим за уровнем знаний своих сотрудников, за обновлением программного обеспечения, техники и т. д. И еще очень важно, что мы в полном объеме несем материальную ответственность за все, что делают наши сотрудники. Предприниматели ничем не рискуют.
Лариса: Аутсорсинг не всем подходит, и многие продолжают работать по старинке. Но предприниматели молодеют. Для молодежи аутсорсинг — нормальная практика. Она его понимает и использует.
Наталья: Согласна. Ведь для штатного бухгалтера нужно выделить отдельный кабинет и обустроить его. А молодые предприниматели все чаще пользуются коворкингом, либо работают удаленно из дома или кафе.

— За эти годы конкуренция на рынке выросла многократно. Чем отличается ваш подход к работе и что он дает вашим клиентам?
Наталья: Как таковой конкурентной борьбы с другими консалтинговыми службами у нас уже давно нет. Я все больше убеждаюсь, что у каждой компании в нашей сфере, несмотря на то что их довольно много, свой клиент. Думаю, уровень знаний все решит и разделит сферы влияния. А наш подход к работе профессионален и серьезен.
Лариса: Нам не приходится воевать за клиентов. Мы на рынке уже 20 лет, мы свою репутацию заработали, наш опыт никуда не денется. К тому же, мы идем в ногу со временем и не опускаем руки.

— Что изменилось в вашей деятельности за эти 20 лет?
Лариса: Очень изменился коллектив. Когда мы начинали, у нас было всего 3 сотрудника, а сейчас нас 60. Когда коллектив был маленьким, все происходило как-то легко, шутя. Сейчас наши требования к сотрудникам стали не просто высокими, даже где-то завышенными. Сегодня, когда к нам приходят молодые соискатели, требования к ним намного серьезней. Если раньше мы могли взять перспективную девушку без высшего образования, то сейчас образование —обязательное условие. Когда приглашаем людей на собеседование, задаем главный вопрос: «Вы любите людей?». Очень важно именно любить людей, понимать их, уметь слушать и помочь разобраться в непростом мире налогов.
Наталья: Мы гордимся, что шестьдесят процентов коллектива — это люди, которые работают с нами более 5 лет! Спросите: «Жалеем ли мы о чем-то?» Ну, конечно, нет, за эти 20 лет ничего не потеряно, мы только приобретаем. Сейчас мы «большие» — нас много, мы взрослее и компетентнее. Много клиентов, которые с нами уже по 10-15 лет, так как видят наш постоянный рост и растут вместе c «Превентивой».

9A4A7350.jpg

— Как верно выбрать компанию на аутсорсинг, на что следует обратить внимание?
Наталья: Если бы я сама делала такой выбор, я бы не стала выбирать компанию, в которой работает 2-3 человека. В коллективе должны быть и юрист, и бухгалтер, и другие узкие специалисты. Тогда понимаешь, что тебе помогут в любом вопросе и комплексно подойдут к любой проблеме. Еще нужно обратить внимание, сможет ли компания  обеспечить клиенту безопасность, если по вине ее сотрудников что-то произошло. Мы за свои ошибки всегда готовы отвечать.
Лариса: Ну, и еще стоит посмотреть на договор. Он должен быть прозрачным и понятным, не должно возникать сомнений по поводу того, кто и за что отвечает. Мы к этому подходим очень серьезно, все договоры составляют юристы. Мы предупреждаем клиентов о всех «подводных камнях», которые возникают в процессе работы. Наша ответственность — наш главный козырь. Чем честнее компания, тем она надежнее.
Наталья: Добавлю, что сейчас все сведения об организациях открыты. Через сервисы интернета можно проверить любую компанию. Посмотреть баланс, прибыль, сколько сотрудников, кто руководитель и учредитель. 
И хочется сказать о ценах! Да, на некоторые услуги у нас прайс выше, чем в других компаниях. Но это не потому что мы просто хотим больше денег, а потому что мы больше вкладываем в любимое дело. И в развитие, и в обучение сотрудников, и в материально-техническую базу.

— Как вы относитесь к онлайн-платформам, которые оказывают бухгалтерские и прочие услуги без участия профессионала? Это действительно наше будущее? Прогнозы об исчезновении специалистов-бухгалтеров реальны?
Наталья: Я скептически отношусь к онлайн-сервисам. Они не могут заменить живого человека. Очень сложно дозвониться до специалистов таких сервисов, чтобы получить консультацию по тому или иному вопросу, а ведь некоторые проблемы требуют срочного решения! А как быть с налоговыми проверками? Когда у нашего клиента проверка — мы ему все подготовим, расскажем, как отвечать на вопросы, или сами будем представлять его интересы в ИФНС. А если доходит дело до суда, наши юристы встанут на его защиту. Если же почитать отзывы об онлайн-сервисах, можно увидеть, что люди часто недовольны. Подобные сервисы подходят только, пожалуй, очень маленьким организациям.
Лариса: У предпринимателя много вопросов, на которые онлайн-сервис ответить не может. Вы когда-то пытались общаться с ботом? (Улыбается.) У нас в регионе человек хочет ходить к живому бухгалтеру. К тому же, многие онлайн-сервисы требуют, чтобы предприниматель самостоятельно вносил данные, необходимые для формирования отчетности. Соответственно, он многое должен знать и понимать. Наши клиенты хотят заниматься бизнесом, а бухгалтерию доверить профессионалам. 

9A4A7411.jpg

— Новые знания и технологии требуют постоянного повышения квалификации. Удается быть в курсе всех нововведений? Постоянное обучение кадров по-прежнему остается в приоритете?
Лариса: У нас невозможно по-другому, ведь все изменения влияют на конкретного клиента. Вся наша деятельность связана с законодательством, которое меняется с катастрофической скоростью. Иногда мы узнаем новости раньше налоговых органов и сразу начинаем готовить свое экспертное мнение по конкретной теме.
Наталья: В компании есть система как внутреннего так и внешнего обучения, а так же проводится ежегодная аттестация сотрудников.

— А роль руководителя как-то изменилась? Как лично вас изменили эти годы: вы стали мягче, лояльнее, или напротив — более жесткими?
Лариса: Скорее более жесткими. С годами розовые очки спали. Коллектив большой, работы много, приходится быть тверже.

— Вообще, вы часто хвалите своих подчиненных? Как удается мотивировать их в непростое время? Дело ведь не только в финансовой составляющей?
Наталья: Хотим сказать им спасибо за то, что они с нами, за их верность. Без своего коллектива мы ноль! У нас коллектив женский, поэтому хочется всем пожелать любви и счастья. Ведь без этого не будет ни личного развития, ни профессиональных успехов.
Лариса: Спасибо за силу! Работать с людьми тяжело — это психологическое напряжение. Но если это любимое занятие, можно преодолеть все трудности. Результат нашей деятельности — это благодарные клиенты. Так что все не зря!
Наталья: А что касается мотивации, мы постоянно об этом думаем! (Улыбается.) В компании ежеквартально и ежегодно выбираются и награждаются лучшие специалисты, проводятся различные корпоративные мероприятия. Мы заботимся о комфорте сотрудников, улучшаем их быт: удобные рабочие места, места отдыха и т. д.

— Если попробовать заглянуть еще на пять лет вперед, какой бы вы хотели видеть свою компанию?
Наталья: Вижу «Превентиву» крупной и успешной командой профессионалов! Хотелось бы и дальше развиваться, иметь еще больше благодарных клиентов, выйти на онлайн-сопровождение бизнеса по всей России. Планов очень много, и мы не собираемся останавливаться!  

пр. Фрунзе, 103 д (3-й этаж), тел. 902-622, 
пр. Фрунзе, 103/1, тел. 236-522, 
пр. Мира, 27, тел. 236-422, 
Иркутский тракт, 53 б, тел. 236-322, 
ул. Нахимова, 8/1, тел. 236-222, 
пер. Дербышевский, 26 б, тел. 236-122, preventiva.ru, 
@preventiva_company