02.09.2021

Честность важнее навыков

Смелость, творческий подход, опыт и немного юмора, приправленные верой в свой продукт и честностью в отношении заказчиков. Удачно подобранная пропорция нужных «ингредиентов» — и твой бизнес в ТОП-15 самых креативных диджитал-компаний страны.

9A4A4162.jpg

О том, как бизнес из провинции покорял Москву и о роли личного бренда в истории отдельно взятой компании — в интервью с Валерием Пеньковым, основателем и руководителем томской «Студии Т».      
— Валерий, вы называете себя провинциальным предпринимателем и без прикрас рассказываете про факапы из собственной предпринимательской жизни. Довольно необычное позиционирование для руководителя одного из самых успешных диджитал-агентств города. Почему выбрали такой подход к продвижению личного бренда?                
— Тут нужно разделить «провинциальный предприниматель» и «без прикрас». Мне не нравится, что все хотят переехать из Томска и из провинциальных городов. Не хотят обустраивать жизнь тут и делать город лучше. Поэтому решил сделать акцент на провинциальности и показать, что можно сидеть в Томске и работать с известными, мировыми брендами. Ну и звучит забавно, согласитесь?        
А что касается факапов — «будь проще, и люди к тебе потянутся». Истории своих провалов все обычно умалчивают, но именно они дают большой опыт, инсайты и новые возможности. И многие узнают себя в моих историях, свои попытки открыть бизнес — это сближает. От таких публикаций получаю больше всего обратной связи.            

— Разве сами вы не планировали переезд из Томска? У вашего агентства ведь тоже есть офис в столице.            
— В Москве находится 90% наших заказчиков, так что это была необходимость. Мы в агентстве проводим скоринг (модель классификации клиентской базы, от англ. scoring — подсчет очков в игре — Ред.) входящих заявок, оцениваем их и решаем, по каким процессам обрабатывать. За 2019 год больше 40% отказов по самым интересным для нас лидам, с самой высокой оценкой, было как раз из-за того, что мы территориально не в Москве. 
Да, можно прилететь на пресейл и ключевые презентации, но большой бизнес не любит «заморочки», и это было барьером. Тебя хотят видеть лично, посмотреть в глаза, пожать руку. Плюс, разница часовых поясов дает о себе знать.
Но сейчас там офиса нет. Пандемия приучила всех к скайпам, зумам, поэтому и необходимость переезда отпала. 
У меня нет мечты просто перебраться, но если это будет мешать масштабировать бизнес и расти — придется ехать. 

— Считаете ли открытость, искренность, честность одним из главных своих качеств? Принципиальны ли эти качества для вас в реализации собственного бизнеса — по отношению к сотрудникам, партнерам, клиентам? 
— Конечно! Такие soft skills важнее навыков. Почти всему в жизни можно научиться, а эти качества закладываются с детства, и поменять их сложно.
Мы подбираем людей в команду и клиентов в первую очередь по таким скиллам. Это как в отношениях и дружбе — вы выбираете себе партнера на очень длительный период, поэтому нужно быть на одной волне и честными, иначе это ненадолго. 

— Вы пробовали себя в самых разных предпринимательских сферах, почему все-таки остановились на диджитал? Как появилась «Студия Т»? 
— Году в 1999-м, родители купили мне первый компьютер и я увлекся этим. Начали появляться странички в интернете, и стало интересно, как это работает изнутри. Учиться этому было негде, поэтому методом проб и ошибок ковырял программы и код сайтов.
Сначала делал странички каких-то комьюнити, гейм-кланов, собственный сайт. Потом об этом начали узнавать друзья, родственники, их работодатели, и понеслось — «ты же программист, сделай нам сайт». С годами это превратилось в хобби, приносящее студенту тысяч 50 в месяц. По тем временам шикарные деньги.
Параллельно пробовал сделать офлайн-бизнес. У меня было их очень много, успешных и провальных — спортзал, такси, рекламное агентство, логистическая компания, кафе-ресторан, прокат PS3, новогодние подарки и еще с десяток.
В какой-то момент количество денег, получаемое с разработки сайтов, стало сильно превышать остальной заработок. Началась нехватка времени, сил, пришлось нанимать помощников. Так и завертелось.

— Сегодня Студия — заметный игрок (о чем говорит сотрудничество с крупными заказчиками — S7 Airlines, Яндекс, УБРиР, Альфа-капитал) на очень высококонкурентном поле. Входит в ТОП-100 рейтинга Тэглайн и 15 самых креативных студий страны. Как удается выделяться на фоне других диджитал-компаний? Что считаете главными преимуществами «Студии Т»?
— На самом деле рынок не такой уж и конкурентный, если разобраться, потому что порог вхождения в бизнес очень низкий — нужен компьютер и написать на сайте «мы быстрорастущая, развивающаяся компания, делаем крутые сайты». Но по факту, достаточным опытом, компетенциями, сильной командой и пониманием, как решить задачи бизнеса, обладают лишь единицы на рынке.
Если говорить про наши главные преимущества, то это — соблюдение сроков, сильный менеджмент и отлаженные процессы. Мы доведем проект до конца, будем поддерживать и не бросим. Именно это ценит крупный бизнес, когда менеджеру на стороне клиента облегчают жизнь, предлагая верные решения, соблюдая договоренности и проявляя инициативу.
Сейчас компания в процессе бурного роста, и если быть честным, то пока не со всеми клиентами удается соблюдать эти принципы, но мы стараемся.

9A4A4076_2.jpg

— «Студия Т» — это только про разработку сайтов?                
— Нет, конечно, это полный комплекс услуг, закрывающий весь канал онлайн-коммуникации. Просто разработка сайтов — якорная услуга, с которой все началось и по которой нас больше всего знают.     
Сейчас у нас есть разработка сайтов, сервисов, мобильных приложений, ведение соцсетей, performance-маркетинг, видеопродакшн. В каждом отделе свои команды, руководители, и это полноценные бизнес-юниты под одним брендом.
Отдел соцсетей и рекламы очень быстро растет. Мы ведем их для многих местных крупных брендов — СИБАГРО, Эскимос, Володино, Водяной. При этом всего за год вошли в 40 самых известных smm-компаний страны.

— Валерий, у вас есть YouTube-канал, в котором знакомите зрителей с изнанкой диджитал-индустрии, бизнесменами. Почему потянуло в блогерство?
— Это стратегическое решение, переросшее в нечто большее. У меня есть детский страх публичных выступлений. Мы провели мозговой штурм, проанализировали рынок и поняли, что лучшим решением для PR Студии и раскачки личного бренда без выступлений будет ютуб-блог в жанре интервью.
Назвали это «Одной ногой в диджитал», выделили бюджет и ресурсы внутри Студии на съемки, продакшн и рекламу. И это «выстрелило» — получился коктейль полезного, качественного контента с отличной картинкой.
Летаем в гости к тем, к кому у меня самого есть вопросы, и где я вижу, что можно что-то перенять, чему-то научиться. А раз интересно мне, то будет интересно и кому-то еще. Ну и как-то это затянуло меня. С каждым новым гостем получаю огромный заряд мотивации, какие-то инсайты.
В Студии сейчас хороший топ-менеджмент, а я выполняю уже больше консультационную роль, помогаю решать какие-то ситуации, участвую в стратегических сессиях, а бОльшую часть времени уделяю блогу и глобальным вопросам развития компании.    

— Считаете ли вы, что идущий в ногу со временем руководитель бизнеса обязан «светить лицом»? Почему?            
— Люди покупают у людей, а не у брендов и компаний. Поэтому считаю, что это важно. Как раз чтобы увидеть руководителя, что он транслирует, оценить коммуникацию, его ценности и сопоставить со своими, насколько вы «на одной волне».
Плюс, личный бренд в связке с компанией работает, как лесенка. Ты прокачал личный бренд — выросла компания, прокачалась компания — поднялся интерес к бренду.
Но сейчас стараюсь не зацикливать компанию на себе, а показать, что у нас куча компетентных, интересных и умных людей в команде. Ведь Студия — это не я, это они. 

@penkoffvaleriy