02.08.2021

Писатель эпохи визуального контента

Кажется, он везде. Сериал «Беспринципные» по его сценарию среди хитов сезона. Спектакли по его рассказам идут по разным городам, книги попадают в списки бестселлеров, клипы Бориса Гребенщикова, снятые по его сюжетам, побеждают на фестивалях. А он еще успевает ездить на гастроли. В июне Александр Цыпкин представил в Томске свою новую программу «Идеальный Че».

OUT_7001.jpg

Перед выступлением мы пообщались с Александром о самом дорогом для него удовольствии, связи с русской литературой и даже о судьбе России.

— Александр, зачем при вашей насыщенной и разносторонней деятельности вам нужны гастроли по России, что заставило вас отправиться в Томск?
— Причин несколько. Во-первых, это огромное удовольствие. Кстати, я вообще стараюсь ничего не делать из того, что не приносит мне удовольствие. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на неприятные вещи! Тем более, они и так с тобой происходят, независимо от твоего желания. Очень круто работать в зале, в городе, где ты давно не был. Ощущаешь, что тебя ждали. В Москве я выступаю 3—4 раза в месяц. Соответственно, эмоции уже не совсем те. А во время гастролей ты проверяешь себя на новых зрителях, не костенеешь. Знаю, придут новые люди, будут смотреть на меня со скепсисом, недоверием. Должен буду убедить их: то, что я делаю — это хорошо. Во-вторых, у меня другая программа. Новые вещи всегда хочется прокатывать на зрителях. Обычно через год выступлений я чуть-чуть переписываю рассказы, которые читаю, — удается понять их слабые места. В-третьих, чисто рациональная причина — поездки по стране нужны для узнаваемости. Плюс, слава богу, полные залы приносят определенные деньги. В условиях восстановления всей нашей системы шоу-бизнеса после ковида это радостный момент.
Главный кошмар русской литературы — это я!

— Многие люди, мечтающие стать писателем, не решаются даже начать, поскольку на них давит «великая русская литература». Они переживают, что не будут ей соответствовать, и не смеют взяться за текст. У вас не было таких проблем?
— Всем могу сказать: не переживайте! Я взял эти грехи на себя. Хуже, чем я, в русской литературе уже ничего не будет. Неоднократно говорили, что самый страшный кошмар, который мог бы с нею произойти, — это я. И я не шучу, действительно такое слышал и читал. Так что я открыл дорогу всем остальным. Вы уже не упадете ниже. Пишите спокойно!

— Вас не смущали подобные отзывы?
— Нет, мне абсолютно все равно.

— У вас такая хорошая самооценка?
— Я не то чтобы сильно соотношу себя с русской литературой. Существую в другом жанре. Для меня самое важное, чтобы мои тексты читали со сцены, либо играли в театре, либо снимали по ним кино. Тот факт, что потом их издают в книжках, — это побочный эффект, для меня приятный. То, что они становятся бестселлером, тоже меня радует, но я не планировал отметиться в русской литературе. Там без меня хватает людей. Я, скорее, могу остаться в учебниках по театру, как человек, вернувший литературные чтения на российскую сцену и сделавший их модными. Но на нынешнем этапе развития сомнительно, чтобы меня поставили в ряд Пушкин-Достоевский. Разве что ради того, чтобы показать деградацию литературы…

— Есть время для больших романов, есть время для коротких рассказов… Какая эпоха сегодня? 
— Сейчас время для постов в соцсетях, а не для романов и рассказов. Вообще всегда будет время для всего, в том числе для романов, но у нас эпоха не для текстового контента, а для визуального. Если в XIX веке «сериалом» был роман «Война и мир» Толстого, то сегодня актуальны фильмы-сериалы. Люди, у которых есть объемное масштабное мышление, уходят в сценаристы эпических картин, таких как «Карточный домик», «Большая маленькая ложь», «Игра престолов». Несмотря на то, что многие сериалы написаны на базе романов, роль сценариста огромна. Так что сегодня любой писатель стоит перед соблазном уйти в сценаристы и увидеть результат своих мыслей на экране. Всех, кто может писать, срочно вербуют продюсерские компании. 

— Насколько ваши рассказы связаны с реальностью?
— На 80% это выдуманные сюжеты. Они появляются на основе одного события, которое реально произошло, а ты к нему дописываешь, докручиваешь драматургические либо ценностные линии.

— Как вы разделяете свои профессии? К примеру, если человек пишет много текстов как журналист, нелегко найти время на рассказ. Или, поскольку вы не относитесь к своим произведениям серьезно, у вас нет такой проблемы?
— Я вообще ни к чему в жизни, кроме отношений с людьми, не отношусь серьезно! Если я на работе ошибусь, никто не умрет, это точно, поэтому не напрягаюсь. Делаю то, что считаю нужным. Трудоголизм у меня был всегда, я реализую огромное количество проектов. Мне легко. Это если мой папа неправильно поставит диагноз или даст рекомендации (у меня родители врачи), или архитекторы ошибутся, случится что-то плохое. А я-то что! Ну, выйду на сцену, ну, не получится. И ничего.

— Ваши рассказы переводил на английский Пол Лазарус, один из режиссеров сериала «Друзья». На ваш взгляд, почему эта история стала такой культовой?
— Я видел несколько серий, здорово, но я не вырос на этом сериале, поэтому не могу ответить. Лучше радоваться каждому дню. Кто знает, что будет дальше!

DSC_7754.jpg

— Если говорить про нашу сегодняшнюю нервную современную жизнь: где, по-вашему, можно брать силы, оптимизм?
— Дальше будет хуже, надо радоваться тому, что есть сейчас. Я с некоторым пессимизмом смотрю в будущее, как в мировое, так и в российское. Лучше радоваться каждому дню, пока у нас так, как есть. Тем более, что все не так уж и плохо. А как будет дальше, правда, никто не знает. Могли ли мы два года назад представить себе пандемию ковида?! Причем это еще лайтовая вещица. Надо радоваться тому, что мы живем не во время войны, что у нас более-менее хорошая медицина. Да и в принципе из тех времен, что прошлись по России, сейчас наиболее либеральное и человеколюбивое. Никогда не знаешь, когда оно закончится. 

— В некоторых интервью вы говорили про трещину, идущую по России. Что, на ваш взгляд, может объединить нашу страну?
— Понимание того, что ни государственники, ни либералы не могут друг друга из России выгнать. Нам нужно жить вместе. Это трещина, идущая по телу человека. Нельзя считать, что твоя нога предатель, или твоя рука недостойна жить в твоем теле. Все наши разборки между патриотами, либералами, теми, кто за Путина и против, — это разборки внутри одного человеческого тела, между его органами и частями. Нелепо уничтожать свою собственную ногу из-за того, что тебе кажется, она неправильно думает. Как только мы начнем воспринимать друг друга не как врагов, а как части единого организма, нам будет чуть проще.

— У вас есть общие проекты с Борисом Гребенщиковым. Как случилось это сотрудничество, будут ли новые работы?
— Мы давно общаемся, я надеюсь, дружим. Как только у меня появляются какие-то идеи, я сразу обращаюсь к нему. У нас был клип, два фильма, и, я думаю, мы и дальше продолжим работать вместе. Кстати, на моих выступлениях звучит его музыка. Спасибо Борису Борисовичу, что он разрешает мне портить его карму тем, что я использую его музыку в своих чтениях. 

— Снятый по вашему сценарию сериал «Беспринципные» стал хитом и продлен еще на два сезона. Чего от него ждать?
— Все будет так же, только еще более гротескно. Мы еще больше высмеем окружающую действительность. «Беспринципные» — это фарс, он не имеет отношения к реальности. Героев сериала не стоит воспринимать как реальных людей. Мы просто смеемся, создавая «Ералаш» для взрослых.

— Вы попечитель благотворительного фонда «Дети-бабочки». Каждый, по-вашему, должен по возможности заниматься такой деятельностью?
— Нет, каждый сам решает, как ему поступать, никаких обязательств нет. Считаю, человек обязан поддержать свой основной «благотворительный фонд» — своих детей, родителей, супругов, близких друзей. Когда ты всех поддержал, и у тебя еще есть возможность кому-то помочь, то стоит подумать о пожертвованиях. Для известного человека сотрудничество с одним из фондов уже обязательное условие. Стоит хотя бы репутационно, именем, информацией поддерживать благотворительность. К счастью, сегодня я не знаю ни одного публичного человека в России, который этого бы не делал. Можно считать благотворительность «гигиеническим» фактором — если ты этого не делаешь, ты странный. Поддержка фондов началась более 10 лет назад, тогда такая деятельность была непривычна. 
Есть люди, которые вкладывают в благотворительность огромные силы — Чулпан Хаматова, Константин Хабенский, Ксения Раппопорт, Ингеборга Дапкунайте... Другие занимаются ею меньше. Мой объем с их не сравнить. У меня по-разному получается помогать. И деньгами, и именем, и маркетинговыми идеями… Но это становится уже нормой твоего существования.

— Если говорить о приземленных, бытовых вещах — что вам доставляет удовольствие, на что не жалеете средств?
— На качественный отдых. Лучше проведу неделю в пятизвездочном отеле, чем две в четырехзвездочном. Я вообще гедонист и люблю комфорт! За исключением тех ситуаций, когда его тотальное отсутствие естественно. К примеру, когда я был в Тибете, там было не до пятизвездочных отелей. Как и в Перу на Амазонке. К остальному отношусь спокойно, я — человек непритязательный. Равнодушен к одежде. Тем более, что в определенном статусе ты уже часто становишься партнером одежных и других брендов, поэтому вопрос статусных вещей перестает быть для тебя ключевым. Что касается машин, то я люблю ездить на хороших, как никак я партнер бренда Порше, хотя последнее время в основном пользуюсь такси. Слава богу, в Москве сейчас можно вызвать себе машину любого класса. Хотя, возможно, я уже просто привык к определенному уровню жизни, поэтому отношусь к нему спокойно.

— А что для вас дорогое удовольствие?
— Сон. Это единственное, чего я не могу себе пока позволить. За последние лет 20, нет, 40 — ни разу нормально не выспался…