02.03.2020

Доступ к прекрасному

О том, какую роль играет современное музыкальное симфоническое искусство за рубежом, и как его видят у нас в России, мы поговорили с директором Томской областной государственной филармонии Наталией Чабовской, побывавшей в составе российской делегации на Международной конференции Ассоциации британских оркестров в Манчестере. 

9A4A2065.jpg

— Наталия Игоревна, прежде всего хочется чуть подробнее узнать, к чему была приурочена конференция, и как Томску удалось на нее попасть?
— Дело в том, что 2019 год был объявлен перекрестным годом музыки Великобритании и России, и на этом международном форуме обсуждались результаты его празднования в обеих странах. Мое участие в делегации было связано с тем, что Томская филармония достаточно активно проявила себя в популяризации английского музыкального искусства. Не случайно первый концерт нашего нового абонемента «Музыка мира», который не только открывал этот цикл, но и весь музыкальный сезон 2019-2020, был посвящен именно Туманному Альбиону. На концерте-открытии 22 сентября со вступительным приветственным словом выступила заместитель посла Великобритании в России Линдси Сколл, а томская публика услышала замечательного виолончелиста из Великобритании Джамала Алиева. Кроме того, Томск посетили и сотрудники Отдела культуры Посольства Великобритании в России, которые нам очень помогли на стадии поиска нотного музыкального материала, в том числе редкого (с некоторыми произведениями российские, в особенности сибирские, слушатели действительно не знакомы). И еще один концерт состоялся уже в октябре — в Органном зале филармонии выступил уникальный английский пианист, выпускник Королевского музыкального колледжа Николас Маккарти, который от рождения имеет только одну руку. Отрадно, что в начале сезона к нам пришло много новой публики.

— Если вернуться к темам форума в Манчестере, насколько они оказались близки Томской филармонии?
— Конференция шла ровно три дня, и это были действительно интенсивные и интересные обсуждения. Оказалось, что оркестры не чужды самой разной проблематики, их волнует абсолютно всё. Мы говорили о связи симфонической музыки со здравоохранением и социальной помощью (на мой взгляд, это очень перспективное направление для России, мы будем над этим работать), о фандрайзинге и популяризации симфонической музыки среди молодежи, даже о проблеме глобального изменения климата! Но одним из основных для нас стал вопрос инклюзии, которую в Великобритании понимают очень широко. Речь идет о включении в творческий процесс и людей с ограниченными возможностями здоровья, и представителей социальных меньшинств, и даже женщин. Так, они защищают интересы женщин-дирижеров, которых очень мало. Когда эта тема обсуждалась, я с удовольствием отметила для себя, что и мы движемся в этом русле — 16 февраля в БКЗ состоялся концерт, где за пультом оркестра была молодой дирижер из Новосибирска Фаузия Тажина. 

— Расскажите, пожалуйста, как британские оркестры работают с людьми с ограниченными возможностями здоровья?
— Эта тема в Англии давно включена в повестку дня, и инклюзия уже стала частью их жизни. В частности, нам посчастливилось побывать на премьерном концерте инклюзивного музыкального ансамбля под названием «Able Orchestra», который прошел в концертном зале BBC в Манчестере. В этом коллективе наряду с профессиональными музыкантами Филармонического оркестра BBC участвуют и музыканты с ОВЗ, использующие акустические инструменты и вспомогательные технологии, благодаря которым они могут, например, через iPad управлять звучащей музыкой. Главная цель такого ансамбля — дать всем равные возможности и равный доступ к музыкальному искусству. Сидя рядом с профессиональным музыкантом, оказывая непосредственное воздействие на музыкальный продукт, который создается, человек с ОВЗ испытывает особые ощущения от того, что является к этому причастным. Еще один способ такой социальной работы со стороны оркестров — когда составы музыкантов выезжают в дома престарелых, спецклиники, где у людей с деменцией тоже появляется возможность стать частью небольшого музыкального выступления.

— Как вам кажется, такая инклюзивная практика может развиваться в нашей стране?
— Нам в России до подобного, наверное, еще далеко, потому что здесь в первую очередь всё завязано на технологиях — без них не обойтись. Но в Томской филармонии уже есть два проекта, которые мы не первый год активно развиваем совместно с Томским филиалом Всероссийского общества инвалидов. Мы проводим «Битву хоров» для людей с ОВЗ, в прошлом году мероприятие вышло на межрегиональный уровень. На следующий год мы ожидаем еще большего расширения состава конкурсантов. Еще одно мероприятие — фестиваль-конкурс для детей с ограниченными возможностями «Слушаю, играю, танцую и рисую». Причем еще до моей поездки в Манчестер мы задумали этот фестиваль-конкурс на 2020 год именно с участием нашего симфонического оркестра. Теперь, уже с учетом того, что я увидела в Англии, благодаря новым знаниям и контактам, мы максимально постараемся трансформировать наши прежние мысли. Будем думать над тем, как всё-таки допустить людей внутрь оркестра, чтобы они могли с ним взаимодействовать, а может, и что-то сыграть. 

— Среди тем форума вы упомянули и вопрос привлечения в филармонические залы молодежи. Как это решается в Англии? По ощущениям, в России эта тема достаточно болезненная…
— Действительно, вопрос важный, и на него надо искать ответы, поскольку это главная задача для любой российской филармонии. Далеко не всегда молодежь понимает, что ей это необходимо, особенно если речь о ребятах, у которых другие интересы либо которые увлекаются альтернативными музыкальными направлениями. В Великобритании наблюдается тенденция активного взаимодействия с правительством, то есть там пытаются поднять этот вопрос на национальный уровень. Мы пока о таком масштабном содействии на государственном уровне не говорим, но существует поддержка отдельных проектов, разработанных региональными филармониями, которые направлены, например, на гармонизацию личности. Томская филармония в своих абонементных циклах предлагает самые разнообразные просветительские программы, объединенные единой линией, призванные донести мировые хоровые и симфонические традиции до публики. Впрочем, мы не исключаем из репертуара и популярную музыку, чтобы молодежь понимала — симфонический оркестр может великолепно исполнить любые жанры. Пройти мимо такого невозможно, иначе ты сам себя обедняешь. Часто сотрудники нашей пиар-службы спрашивают у молодежи: «Вы еще не были на симфоническом оркестре?» В ответ они слышат, что нет, не были никогда, потому что им не нравится. Но как узнать, что ты что-то не любишь, не попробовав? Надо сходить обязательно и сделать свой выбор!

— Гости Томска из-за рубежа, с которыми мне довелось общаться, зачастую были приятно поражены тем, насколько финансово доступным является классическое музыкальное искусство в нашем городе. Выходит, что в Европе оно считается дорогим удовольствием?
— В Великобритании это, безусловно, так. Если театры там достаточно доступны, то вот на концерт симфонического оркестра всегда было сложнее попасть — так исторически сложилось. Во-первых, его содержание обходится очень дорого. Если в России эти расходы на себя берет в основном государство (это очень большое достижение нашей страны!), то в Англии речь идет в основном о самоокупаемости, частных пожертвованиях и системе грантов под конкретные проекты. Поэтому и стоимость билетов на выступление симфонического оркестра весьма высока. Я также обратила внимание, что англичане предпочитают систему абонементов — тем самым планируя свой досуг заранее. В России, как правило, симфонический оркестр с собственным залом имеет каждый относительно крупный регион. И, конечно, для его жителей это огромное благо. Надо понимать, что удовольствие, дорогое для Европы во всех отношениях, доступно нам в Томске за гораздо меньшие деньги, но при этом несет в себе ту же пользу. Этот посыл — польза классической музыки и ее повсеместной пропаганды — проходил практически красной нитью на конференции. 

— В таком случае, какими новыми программами нас порадует коллектив Томского симфонического в ближайшее время? 
— Томский оркестр под управлением и художественным руководством Михаила Грановского, безусловно, укрепляет свои позиции как творческий коллектив, который может исполнять много разной музыки, в том числе сложные программы. И, на мой взгляд, результатом такой активной творческой работы является приглашение выступить 12 марта в концертном зале им. Чайковского Московской государственной академической филармонии. В столице наш симфонический сыграет очень интересную программу, которая сначала прозвучит для томичей (программа «Волшебное озеро», 7 марта в БКЗ — прим. ред.). А в конце 2020 года томский оркестр поедет на Всероссийский симфонический форум в Екатеринбург, где программа, предложенная Михаилом Грановским, будет состоять преимущественно из современной музыки. Думаю, она тоже будет предварительно показана слушателям Томска.

— Продолжит ли Томская филармония свое международное сотрудничество? Прошлый год запомнился масштабным Международным музыкальным фестивалем им. Э. Денисова. С артистами из каких стран томичи встретятся в этом году?
— Прежде всего мы продолжаем цикл концертов в рамках абонемента «Музыка мира». Будем и дальше осваивать разные страны — начали с Англии, продолжили Германией с очень интересным гобоистом Франком Зоннабендом, в апреле познакомим томскую публику с музыкой Франции, в мае — Италии, с прекрасными молодыми итальянскими вокалистами. Замечу, что концертом «Музыка Франции» мы откроем Первый Губернаторский филармонический фестиваль, который будет идти весь апрель. Кстати, когда мы только задумали абонемент «Музыка мира», то благодаря серьезной поддержке областного Департамента международных отношений, мне удалось прошлым летом попасть на совещание Представительства стран ЕС в России и как раз рассказать об этом проекте, после чего ряд стран написали о своем желании сотрудничать с Томской филармонией. Это Литва, с которой мы провели уже довольно конкретные переговоры, а также Венгрия, Эстония, Дания. 

— Мне кажется, это отличные новости для тех, кто любит музыку. Радует, что музыканты с большим энтузиазмом относятся к посещению российских регионов. Искренне хочется, чтобы Томск был не только умным городом, но и местом культурного притяжения.
— Конечно. Образование, наука и культура всегда идут рука об руку. На мой взгляд, очень важно, чтобы у каждого жителя Томска, как и у участника любого инновационного форума, который приезжает в наш город продвигать науку и новые технологии, был момент культурного отдыха, была возможность услышать симфонический оркестр, органную, камерную музыку, воспользовавшись доступностью такого удовольствия.