На сцене она — то эмоциональная барышня из XIX века, то эффектная Зойка из 20-х годов века ХХ, то попавшая в непростую ситуацию современная девушка века нынешнего. А в жизни актриса Томского театра юного зрителя Светлана Гарбар предпочитает не играть. Это мы выяснили во время интервью, поводов для которого было много: за последние пару месяцев Светлана выиграла несколько серьезных конкурсов и снялась в телесериале «Первого канала».
— Светлана, расскажите, как томская актриса попала в сериал «Первого канала»?
— Весной прошлого года я приняла участие во втором сезоне кинопроекта «CAST», проходившем в Томске. В масштабном мероприятии, цель которого — развитие кино в Сибири, два конкурсных направления — сценарное и актерское. Всего от артистов поступило около 1000 заявок, в первом туре участвовало человек 600, из них экспертами были оставлены 50. Во втором, импровизационном, туре сначала мы делали этюды на заданную тему, а чтение монологов уже снималось на видео. Один текст был предложен для исполнения всем конкурсантам, но, на мой взгляд, он был не очень удачный, к тому же нам его дали за 2 часа до записи. А другой мы выбирали сами, и я взяла отрывок из нашего спектакля «Март», где играю роль Маши. Тогда он только репетировался.
После этого осталось только 10 человек… В итоге меня единогласно выбрали победителем. В работе жюри принимал участие режиссер Андрей Джунковский (телефильмы «Морозов», «Морской патруль», «Сладкая жизнь» и др.), который и дал мне возможность попробовать себя в кино: в качестве приза я получила маленькую роль в сериале «Первого канала» «Боты лучше, чем люди». Он рассказывает про далекое будущее, когда каждая семья непременно заводит себе робота-андроида. Вокруг одного из них — его играет Паулина Андреева — и разворачиваются все основные события фильма. Мне досталась роль костюмера робота.
— Как проходили съемки и похожа ли работа на съемочной площадке на театральный процесс?
— Это был мой первый опыт съемок в кино, и у меня остались о них прекрасные воспоминания. Атмосфера на съемках была замечательная. Наша сцена с Паулиной длится несколько минут, поэтому эпизод с моим участием сняли за один день, но работали мы с 9 до 20 часов.
А что касается отличий киносъемок от работы на сцене, то они не особенно заметны. Сначала сцены репетируют (три минуты экранного времени занимают по 2 часа репетиций!), режиссер дает задание. Мне советовал: «Света, у тебя все отлично! Только говори тише, у тебя сам по себе голос громкий, с подачей. А кругом микрофоны!» Специфика кино в том, что все должно быть сдержанно, и даже если мы нервничаем на съемках, нужно это скрыть: ведь свойство экрана — все преувеличивать!
— Среди ваших творческих завоеваний — победы еще на нескольких конкурсах. Чем запомнились они?
— Для того чтобы стать одним из финалистов (2-е место в номинации «Талант») народно-экспертного конкурса «Человек года» по версии интернет-канала «Живое ТВ», делать что-то специально мне не пришлось — мою игру оценивали благодаря спектаклям с моим участием.
Другая важная победа для меня — на конкурсе «Молодой артист» в декабре 2016 года, в жюри которого были известные артисты Томска и специалисты из Москвы. Мы показывали им самостоятельные работы. Я читала стихи Маяковского, и Ирина Автушенко, доцент кафедры сценической речи ГИТИСа оценила такую трактовку стихов Маяковского, и это было очень приятно для меня.
— Выбор именно Маяковского ведь неслучаен? В прошлом году вы сыграли в томской Драме роль Марии в спектакле «Председатели земного шара», главные герои которого — поэты Владимир Маяковский и Велимир Хлебников…
— Да, после того спектакля Александра Огарева я буквально заболела Маяковским… Режиссер предложил мне попробовать эту роль, и, по-моему, у меня получилось найти общий язык с этим потрясающим мастером. Его спектакли такие красивые, у них необычная эстетика. На репетициях всегда чувствовалось, что режиссер точно знает, что ему нужно, и мы все делали поэтапно и легко. Было ощущение, что все на одной волне.
— Чем привлекает вас участие в различных проектах и конкурсах?
— Актер должен постоянно находиться в тонусе. Почему я пошла на эту авантюру — играть в другом театре? Когда приходишь в чужой коллектив, то приходится мобилизоваться, находить новые силы. В конкурсе «CAST» мне была интересна работа с камерой, с фотографом, тренинги, которые вел прекрасный педагог и режиссер Андрей Колемасов. Важно постоянно приобретать что-то новое. Я сейчас стала ходить на разные танцевальные направления. Так актер может пополнять себя — если только отдавать, то в итоге начнешь повторяться. А вот этого мне бы совсем не хотелось, ведь тогда нужно будет уходить из профессии. Замечательно, что у нас в театре есть отличные ребята, которые жаждут творчества, сами организуют проекты…
— Откуда тюзовцы черпают энтузиазм для собственных задумок, таких, как «Дыши свободно», когда актеры самостоятельно делают эскизы и читки разных пьес?
— Артистам хочется свежего воздуха и интересного дела… У нас много амбиций, и это хорошо: теперь я понимаю, что без них нельзя двигаться вперед. Если у артиста есть амбиции, он начинает их «кормить» и реализовывать. Например, я мечтаю сняться в хорошем кино, это одна из моих основных амбиций сейчас. И работать с крутым режиссером тоже хочется, и чтобы от репетиций было приятно уставать.
— Сейчас у вас немало интересных ролей, большой репертуар. Какие работы стали для вас особенными?
— Спектакль «Язычники», где я играла мать — это моя любимая работа. Когда меня назначили на эту роль, я сначала обиделась: мою дочь должна была играть Женя Алексеева, а ведь мы с ней почти ровесницы. Подошла к режиссеру спросить, неужели я так взросло выгляжу?! Постановщик спектакля Евгения Сафронова убедила меня: здесь важен не возраст, а информация, энергия — и все у меня сложилось. Еще люблю «Победителей» — их режиссер Митя Егоров удивительный режиссер-педагог, трудоголик, готов работать бесконечно, и у него что ни спектакль, то успех.
— В жизни вы не играете?
— Нет, мне в работе хватает игры и публичности. В жизни я стараюсь быть спокойнее, но не всегда справляюсь со своей эмоциональностью. Дочка раньше не понимала, думала, я ругаюсь, а у меня просто эмоции перехлестывают, когда я пытаюсь что-то ей объяснить. Постепенно мой ребенок научил меня саму себя тормозить. Дочь вообще иногда напоминает мне важные истины. Например, у нее есть копилка — за определенные достижения я выдаю ей премию, считаю, она с детства должна знать цену деньгам, уметь ими пользоваться. Настя копит на велосипед. Но недавно увидела в магазине ящик для пожертвований для больной девочки и была готова отдать все свои деньги, помочь другому ребенку! Меня впечатлило такое решение, но потом мы договорились, что копить на велосипед она продолжит, а в ящик для пожертвований мы будем вместе периодически бросать некоторую сумму.
— Есть ли у вас увлечения, не связанные с театром, или он поглощает все время?
— Хочу научиться профессионально петь. Надеюсь, вскоре найду себе преподавателя и воплощу эту мечту в жизнь.