27.02.2019

Счастье – в музыке и тишине…

Маэстро Михаил Грановский стал художественным руководителем и главным дирижером Томского академического симфонического оркестра прошлой осенью. Мы не могли пропустить появление в городе эффектного высокого брюнета с насыщенной (одни 13 лет работы в Большом театре чего стоят!) творческой биографией. Нам удалось выяснить, что новый главный дирижер любит гулять в томских лесах, готовится представить нашей публике мировые премьеры и не чувствует, что здесь он в ссылке.

Михаил Грановский.jpg

— Михаил, вы сотрудничали с известными оркестрами, 13 лет были дирижером Большого театра. И вдруг далекий от столиц Томск… Чем вас заинтересовало предложение из Сибири?
— В Томске у меня впервые появился свой оркестр — прежде я никогда не был художественным руководителем и главным дирижером. Да, 10 лет я был главным приглашенным дирижером в Екатеринбургском оперном театре, но это и другой статус, и другое направление. Мне уже давно хотелось играть больше симфонической музыки. Неудивительно, что меня привлекло предложение из Томска. Тем более, так совпало, что в тот момент я почувствовал: пора поменять обстановку. И вариант с новым коллективом оказался кстати.

— Как оцениваете томский оркестр?
— У нас работоспособный, креативный коллектив, готовый решать разные задачи. Мы можем играть и симфонии Рахманинова, и музыку современных композиторов. Совсем скоро мы представим мировые премьеры!

— Когда их ждать и о чем именно речь?
— Одна из них состоится 14 апреля. Приглашаю всех на гала-концерт, посвященный 90-летию со дня рождения композитора Эдисона Денисова. Решили нестандартно отметить эту дату, представить не только его музыку, но и сочинения его учителя и его учеников, чтобы показать, как развивалась эта композиторская школа. Из музыки ХХI века там стоит сочинение 2015 года Владимира Тарнопольского и мировая премьера «Три портрета» Дмитрия Смирнова, сочинение 2012 года.

— Насколько, по-вашему, томичи готовы к симфонической музыке? Классика у нас нечасто собирает аншлаги…
— Для меня это непростой вопрос. Будет ли аншлаг, зависит от погоды, от дня недели, от программы, от солиста... И я понимаю, что зал в филармонии большой, а про город этого не скажешь. Непросто собирать зрителей. Но я уверен, общими усилиями мы в следующем сезоне будем увлекать музыкой все больше людей. Я, конечно, избалован московской, питерской, новосибирской публикой — там я почти всегда вижу полные залы на своих концертах. Для меня неестественно, что в Томске не всегда так. И дело не в том, что я так хорош, что только на меня и стоит непременно идти. Просто ощущения от концерта в полном зале отличаются от выступлений в полупустом.

— А какое у вас ощущение от Томска?
— Он мне нравится все больше и больше. В феврале, в минус 43, мне, правда, мало по городу удалось погулять, но зато с теплом вспоминаю красивую золотую осень в Томске, тогда я многое успел посмотреть и заново влюбился в город. Я ведь его с 2004 года знаю — тогда у меня был здесь концерт, и одно из первых моих гастрольных выступлений очень мне запомнилось. В Томске есть своя изюминка, камерность и собственный стиль. Он не броский, не слишком яркий, зато имеет свое лицо. Прежде всего, это уникальное русское деревянное зодчество. Целые улицы выстроены из деревянных домов, которым по 100-150 лет, с потрясающей резьбой и декором. И мне он нравится по энергетике — это не сумасшедшая столица с ее бегом, здесь спокойно. Мне, как коренному москвичу, редко бывающему на природе, важно, что я могу прогуливаться, даже выбраться в лес. Там я ощущаю невероятное счастье единения с природой. В этот момент в моей голове не звучит никакая музыка. Слушаю пение птиц, стук дятла, потрескивание веток, запорошенных снегом. Это музыка природы, не придуманная, а Богом созданная! Но когда работы много, то не до леса. Ведь я в какой-то степени раб своей профессии, иногда сидишь, как каторжник, дома, изу-чаешь партитуры. Мои друзья иногда спрашивают меня: «Ты в Сибири в ссылке?». Я говорю: «Нет, это не ссылка, а новый этап жизни».

— С каким композитором у вас ассоциируется Томск? Со ставшим одним из символов города Денисовым?
— Абсолютно нет! Денисов у меня даже и с Россией не ассоциируется, а больше с европейскими передовыми композиторами второй половины ХХ века. А Томску, скорее, ближе старая Россия. Может быть, это Лядов, Глазунов, Римский-Корсаков, в чем-то Рахманинов…

— На что вы отвлекаетесь от музыки, или она, в силу вашей профессии, поглощает полностью?
— Музыка — это целый мир. Но кроме нее существует многое другое — чтение, кино, путешествия, да и музыка бывает разных жанров. Иногда с удовольствием слушаю что-то иное, от русского рока до классики джаза. Вкусы меняются с годами. Хотя уверен, что классическая музыка вечна, она помогает испытать катарсис, нравственное очищение души, а это дорогого стоит!

— Как вы, ценитель классики, относитесь к проектам, где музыка сочетается с художественным словом или визуальными решениями, к примеру, с песочной анимацией?
— Сначала меня раздражали такие концерты, думал, что это искусственные методы для привлечения зрителя. Теперь понимаю, что современная публика другая, она иначе воспитана. Все меняется, жизнь не стоит на месте, на дворе ХХI век. Для меня важно, чтобы люди приходили в зал и слушали музыку, которую я бы хотел им представить.

— Есть ли способы для успешного знакомства с классикой? До нее нужно дорасти?
— Возможно. Хотя знаю много примеров, когда человек услышал впервые музыку и сразу влюбился в нее, кого-то поражает камерность и интимность переживания, а кого-то  — мощь и масштаб симфонических полотен. Тут все индивидуально.

— Вы активны в фейсбуке. Это необходимо для музыкального деятеля или просто вам интересна эта социальная сеть?
— Когда я еще не знал, что такое фейсбук, один мой друг рассказал мне о возможностях этой сети. И действительно, здесь я познакомился со многими, в том числе и с композиторами, чью музыку иначе не услышал бы — они прислали мне свои неизданные записи. Так, например, в июне на летнем фестивале мы исполним симфонию Андрея Тихомирова. Да, социальные сети затягивают, у них много минусов, но благодаря им я узнаю новых неординарных людей из мира искусства.

— На ваш взгляд, должен ли дирижер, главный человек оркестра, следить за своим визуальным образом?
— Передо мной сейчас возникли два образа дирижеров: Михаил Плетнев и Теодор Курентзис. Их знают все, но далеки они друг от друга, как Северный и Южный полюс. Думаю, внешний вид должен быть таков, чтобы дирижер не вызывал у публики отвращения.

— Вы сами продумываете свой образ?
— Имиджмейкера у меня нет. Все, что я ношу, выбрано либо мной, либо моей супругой.

— Сейчас вы живете на два города?
— Да, но я часто работаю и в других городах. А семья — жена и трое детей — в Москве.

— Вы — потомственный музыкант. Дети пойдут по вашим стопам?
— Маленькие — поживем-увидим, хотя младший уже голосист. А старший сын довольно успешно учится в музыкальной школе. Но вижу, что особого желания и любви к классической музыке у него нет. А раз так, то и музыкантом он, скорее всего, вряд ли станет. При этом у него уже сейчас неплохой вкус — музыка, которую он слушает, интересна и довольно гармонична.

— Вам, как человеку искусства, хотелось бы, чтобы он все же связал жизнь с музыкой?
— Думаю, важнее дать ему возможность выбора. Сейчас его страсть — это футбол. Захочет — со временем предпочтет что-то иное. У меня такой необходимости — выбирать — не было. Друзья моей семьи случайно заметили, что я могу точно воспроизводить мелодии, иначе, вероятно, я не стал бы музыкантом. Так, в середине первого класса я поступил в Московское хоровое училище имени Свешникова. И меня затянуло: самому захотелось заниматься, через 2-3 года никто не принуждал меня подходить к инструменту. Но все равно считаю, что для развития души и мозга, для мировосприятия учиться музыке нужно всем, тогда глядишь, любви и понимания между людьми стало бы больше.

— А зачем слушать музыку «живьем», когда уровень записи сейчас так высок, что можно в Томске не идти в зал, просто послушать Берлинский филармонический оркестр у себя дома?
— В Москве некоторые эстеты тоже говорят, зачем нам идти в консерваторию, у нас такие записи в коллекции… Но бывает, определенная музыка именно на этом концерте звучит просто потрясающе, чего заранее не предугадаешь. В зале все иначе. Энергетика и эмоции живого концерта, когда исполнители и слушатели связаны одним состоянием и дыханием, это тайна, которая заинтриговывает с самого начала. Если честно, я сам люблю посещать концерты для того, чтобы почувствовать эту тайну и, возможно, ощутить катарсис.