01.11.2018

Чувство полета

AL5K8006.jpg

Начавшись в 90-х с передачи на канале регионального телевидения, проект «Дорогое удовольствие» вырос в самую крупную журнальную сеть в стране. Все 20 лет у руля проекта стоят его основатели – Олег Гаревских и Елена Бальбурова, бессменный шеф-редактор журнала.

– Лена, каково это – в течение 20 лет работать в одном журнальном проекте?
– Да, звучит и правда впечатляюще. Когда я говорю, что веду журнал 20 лет, с самого первого номера, люди даже не скрывают удивления. Но ведь это же не конвейер. Каждый номер – отдельный проект, не бывает двух одинаковых! Все эти 20 лет «Дорогое удовольствие» бесконечно развивается, меняется, растет. Так что скучать не приходится. А главный редактор – это не титул, а профессия. В свое время мне пришлось овладеть ею с нуля, и за 20 лет я свои навыки прокачала, конечно, основательно.

– Сколько из этих 20 лет ты в Москве?
– Двенадцать, и промчались они, надо сказать, очень быстро.

– Ты уехала из Новосибирска, где была телеведущей, глянцевым редактором, узнаваемой светской персоной. Было ощущение, что в Москве все нужно начинать сначала?
– Если честно, первые месяцы в Москве – это был восторг пополам с ужасом. Восторг от огромного, невероятно красивого города, масштабов, доступности событий, зрелищ, от звезд, на которых натыкаешься на каждом шагу – в ресторанах, на шопинге, в фитнес-клубе. Как говорил мой муж, если в Москве видишь кого-то, похожего на звезду, – не сомневайся: это она и есть. А ужас от того, что я оказалась словно в космосе – с точки зрения деловых и бытовых связей. Уезжать в 37 лет из города, где твоя жизнь комфортна и отлажена – это очень непросто. Особенно, когда у тебя дети-школьники. К счастью, Москва – такое место, куда у каждого уже успел переехать десяток друзей и знакомых, и это очень помогает на первых порах. Тем более что мы, сибиряки, люди открытые и надежные. Ну а деловые связи здесь устанавливаются очень оперативно. Главное – не зевать.

– Но если в Новосибирске все было так комфортно и отлажено, почему вы решили переехать?
– Потому что журнал «Дорогое удовольствие» рос стремительно и становился федеральной сетью. А значит, нам необходим был федеральный контент и федеральный рекламодатель, путь к которому лежал только через Москву. Развивать бизнес из Новосибирска было уже невозможно. В 2007 году у нас в сети было 7 городов, в 2008 – уже 15. Сегодня в сети журналов «Дорогое удовольствие» 25 городов от Дальнего Востока до Краснодара и Сочи.

AL5K8125.jpg 

– Как вы поняли, что нужно с городского переключаться на федеральный формат? Как вам удалось это сделать – выстроить такую сеть?
– В нашем семейном бизнес-тандеме стратег, конечно, Олег (Олег Гаревских, генеральный директор Издательского Дома,  совладелец бренда «Дорогое удовольствие» – прим.ред.).  Он хорошо видит ниши и понимает, в каком направлении нужно двигаться. А двигались мы так: садились в самолет или поезд и ехали в новый, совершенно незнакомый город. Проводили собеседования, набирали команду, открывали филиал и начинали выпускать журнал. Первым за пределами Новосибирска «Дорогое удовольствие» появилось в Омске. Потом –  Владивосток и Хабаровск, Красноярск и Кузбасс. Журнал оказался настолько востребован в разных городах, что мы открыли продажу франшизы, и сеть стала расти еще быстрее. Томск и Барнаул, Тольятти, Пенза, Казань, Воронеж, Сочи, Краснодар... Сколько ярких, талантливых людей вливалось в нашу команду! Нужно было учиться управлять и выстраивать бизнес-процессы на расстоянии. Это было жаркое время и очень интересное. 

– Бренду «Дорогое удовольствие» в этом году 20 лет или все-таки больше? Ведь все началось не с журнала, а еще раньше – с передачи?
– Да, все началось с передачи на новосибирском телевидении, еще в 1994 году. Мы с Олегом только закончили университет – филологи со знанием японского языка. А вокруг – начало 90-х, вообще ничего не понятно. А надо как-то зарабатывать на жизнь. 

– А как же японский язык? Ведь у вас была редкая квалификация!
– Я несколько раз была в Японии – сначала по студенческому обмену, потом уже в качестве переводчицы, и это было круто. Но работы с японским языком в Новосибирске почти не было. Олега работа переводчика вообще не прельщала, что можно понять. А вот местное телевидение вдруг стало развиваться, потребовался оригинальный контент. Олег предложил на канал свой проект «Время и деньги», где он был ведущим, а  мне доверил рубрику про банки и курсы валют.

– Почему? Ты в этом что-нибудь понимала?
– Разумеется, нет! Но кто тогда в чем понимал? Всему учились на ходу.

– Помнишь свой первый эфир?
– Конечно! Я сделала сюжет про фьючерсы, и мне надо было отснять подводку в студии. Я написала текст, и пока ехала в метро на телекомпанию, учила его наизусть. Дело было летом, в павильонах стояла дикая жара. Ведущий новостей сидел в рубашке и галстуке, а под столом – в коротких шортах, если не в трусах. Так вот, я припудрилась, чтоб не блестеть, встала под софиты, дико некомфортно все это было, и рассказала свой текст прямо в объектив. И вдруг вижу – оператор высовывает из-за камеры изумленное лицо и говорит: «Ну все, снято. Ничего себе, с одного дубля!» Меня потом операторы за это ценили.

– Как появилась передача «Дорогое удовольствие»?
– Ее придумал Олег Гаревских, как и все наши проекты. И концепцию, и название. В деловой формат его программы не встраивались сюжеты о ресторанах, моде и прочих удовольствиях, а спрос на это появился.  

– Программа была успешной?
– Не то слово! Она просуществовала на новосибирском телевидении, как теперь принято говорить, 14 сезонов, то есть, я еще продолжала какое-то время летать на съемки из Москвы, когда мы переехали. Программа была абсолютно новаторской для начала 90-х. Я в каждом сюжете работала в кадре, все наши рекламные истории шли от первого лица. И реклама работала! Продавцы в магазинах говорили: «Так, народ пошел, «Дорогое» закончилось». Передача шла по выходным, в утренний прайм-тайм. Люди смотрели нас за завтраком, а потом ехали за удовольствиями своего города.

AL5K7813 1.jpg
 
– Скажи, а как ты при таком рабочем ритме успела дважды стать мамой?
– Сейчас, оглядываясь назад, я думаю, что вряд ли смогла бы повторить этот фокус (смеется). А тогда я работала на таком драйве, так верила в успех, что все было нипочем. Наш сын, Арсений – ровесник передачи. По мере того, как я округлялась, оператор делал план все крупнее, пока в кадре не осталось одно мое лицо (смеется). А заказчики изумлялись, когда я являлась на съемку в своем интересном положении. Ведь в эфире ничего не было заметно. Наша дочка Лиза родилась спустя три с половиной года, она ровесница первого номера журнала. Я к тому времени была уже опытной мамой-без-отрыва-от–производства. А вообще, мне, конечно, есть, что вспомнить об этом времени... Читайте мой фейсбук!

– Ты очень молодо выглядишь, в чем твой секрет?
– Спасибо! Хотя мне кажется, просто времена изменились. Посмотрите на моих ровесниц – Дженнифер Лопес, Ума Турман, Клаудиа Шиффер, Наоми Кэмпбелл. Они даже не собираются сдаваться. Какие наши годы? 

– Ты активно занимаешься спортом, может быть, в этом причина успеха?
– Спорт – это мощный источник энергии, в том числе, очень ценной нервной энергии, ресурса для ведения бизнеса, для креатива и движения вперед в разных областях жизни. Я всегда любила фитнес, но в последнее время действительно стала заниматься любительским спортом, увлеклась бегом и плаванием на длинные дистанции. Осталось подключить велосипед, и смогу попробовать свои силы в триатлоне – есть у меня такая мечта. Благодаря тренировкам у меня как будто появился еще один уровень жизни, новый смысл. И конечно, совершенно потрясающая вещь – спортивный туризм! По всему миру в красивейших местах планеты проходят любительские старты, гонки, заплывы. Атмосфера там непередаваемая. Это праздник, который венчает недели тренировок. Этой осенью я приняла участие в заплыве на 3 километра на озере Вертерзее в Австрии. Это была моя первая длинная дистанция на открытой воде. Теперь я хочу сделать полный Oceanman, 10 километров на открытой воде. Для этого, конечно, придется еще поработать, но суть в том, что сам процесс тренировок для меня – огромное удовольствие!

– Спорт – разве не то же самое, что и фитнес, в чем разница?
– Разница колоссальная. Фитнес – тренировки для поддержания формы и это, в некотором смысле, «день сурка». Спорт – это обязательно цель и обязательно – соревнование. Не важно, с соперником или с самим собой, но ты работаешь на результат и день за днем становишься сильнее, быстрее, выносливее, чем вчера. Это заводит, мотивирует, увлекает. Муж посмеивается надо мной, а я перед сном читаю «Библию триатлета» Джо Фрила. Но Олег посмеивается по-доброму и, кажется, скоро ко мне присоединится. 

– Лена, каково это – быть супругами и бизнес-партнерами? 
– Супругами быть проще, чем бизнес-партнерами, это точно. Все наши конфликты, все размолвки за эти годы возникали только на почве бизнеса, особенно – на почве неудач, кризисов, когда все рушилось, и земля уходила из-под ног. Мы, как и все бизнесмены 90-х, прошли через очень-очень многое. 1998-й, 2009-й, 2014-й… Но, кажется, научились действовать сообща, даже когда очень трудно. А в остальном – мы большие друзья и родные люди. Мы вместе с университета и скоро отпразднуем серебряную свадьбу. Пришло время юбилеев и круглых дат – надо готовить шампанское!

– Сейчас, когда все в мире стремительно меняется, как себя чувствует проект «Дорогое удовольствие»?
– У нас очень профессиональная, опытная команда. «Дорогое удовольствие» знает вся страна, мы серьезный бренд с большой историей. А мир меняется всегда! Когда он стоял на месте? Так что по ощущениям – полет нормальный.

Instagram @lena_dellamare
Facebook  @Лена Бальбурова