29.12.2021

Бизнес от сердца

Какой он — образ современной деловой женщины? Мы решили поговорить об этом с Ольгой Райх, юристом, директором юридического центра «АВРОРА». Этот разговор получился серьезным, но при этом невероятно интересным. Как призналась Ольга, ее жизнь и деятельность полностью сосредоточены на правовой помощи предпринимателям. 

IMG_6648.jpg

Вот почему наша беседа началась с рассказа о ее основном профессиональном предназначении — поддержке людей бизнеса, к которым она испытывает чувство самой искренней любви и уважения.

— Ольга, ваша компания специализируется на правовой поддержке организаций, предпринимателей, групп компаний в разных отраслях бизнеса. Что для вас значит понятие «современный успешный предприниматель»?
— Центр «Аврора» работает для предпринимателей и с предпринимателями. И общаясь с нашими клиентами, я постоянно восхищаюсь ими. Это смелые люди, которые берут ответственность не только за себя, но и за своих сотрудников, организуя рабочие места, развивая корпоративную культуру. Часто они вынуждены проходить через многие трудности, но у них стойкий характер, их трудно сломать. Более того, они постоянно развиваются, учатся, всегда стремятся к чему-то большему, не ждут, пока им кто-то что-то даст, так как способны сами дать многое. 
Я совершенно искренне люблю предпринимателей, чувствую их, сопереживаю им и знаю, как помочь. Их проблемы и сложности мне понятны. Считается, что в XIX веке бизнес был про то, как работать руками, в XX веке — головой. А в XXI веке бизнес должен идти от сердца и с любовью к людям. Именно поэтому сейчас предпринимателям важны soft skills, ведь сегодня процветает тот, кто ведет дело с душой. В наше время даже продажи идут через ценности — «мы с тобой вместе, на одной волне», а не потому, что «мое предложение выгоднее для тебя». 

— Имеется огромный список требований, которые предъявляют сегодня «сверху» к бизнесу и его владельцам и руководителям. Существуют ли такие безупречные с точки зрения выполнения законов люди на самом деле? 
— Да, со стороны властных структур действительно много требований. Есть государственный портал ot.gov.ru (обязательные требования), и только за первую неделю его деятельности там было размещено около 5000 требований, представляете? Сейчас уже 40,5 тысяч, и он еще наполняется. Когда мы готовим компанию к проверке, мы сосредоточены на том, чтобы выполнить ключевые важные требования, реально связанные с безопасностью, и те, невыполнение которых может привести к штрафам. 
Люди, пишущие законы, не находятся в нашей шкуре. Конечно, каждое ведомство обоснует, почему оно выдвигает то или иное требование. Но их много, а предприниматель перед ними один. Плюс сегодня мало просто знать свое дело: нужно разбираться в маркетинге, продажах, HR, где-то быть юристом, экономистом. И даже если у руководителя есть эти специалисты, все равно ему нужно во всем разбираться, чтобы правильно поставить задачи и проконтролировать их выполнение.
Кроме того, предприниматель отвечает за доход своей семьи, за коллектив, за дела клиентов и отношения с партнерами. И это большая нагрузка. Приятно отметить, что она не ведет к тому, что люди бизнеса ведут нездоровый образ жизни. Наоборот, многие занимаются спортом. И уровень общения с ними другой, что меня радует. Они более открытые, осознанные, доброжелательные, нетоксичные. Они гибкие и современные, что сегодня очень важно. Я прямо кайфую от работы и общения с ними. Со многими клиентами сложилось очень теплое общение.
Вот почему я не могу не восхищаться этими людьми, которые несмотря на все трудности ведут бизнес, вдохновляют свой коллектив. 

Правда ли, что быть предпринимателем — это постоянно находиться в состоянии напряжения, в зоне риска?
— В данный момент предпринимателю труднее, чем 5-7 лет назад. Как юрист я наблюдаю за людьми бизнеса с 2000 года. Всегда смотрела на них как на какой-то особенный класс. А сейчас еще больше уважаю их, так как сама очень близко к ним нахожусь по роду своей практики и вижу разницу: как было и как стало. С одной стороны, сейчас больше информации в доступе, с другой стороны, раньше было проще. Например, с сотрудниками. 2021 год в этом плане вообще какой-то знаковый: многие владельцы компаний столкнулись с конфликтными ситуациями, связанными со своими кадрами. Перемены очевидны — теперь для многих не очень удобно ходить каждый день на работу, и пандемия внесла в это определенную лепту. Многие полюбили удаленку, откуда их тяжело вытащить. Люди хотят большей свободы и хорошего отношения, но при этом и денег не меньше. Работодатель должен давать, давать, давать... Заметно, что многим владельцам даже микробизнеса потребовалась помощь извне — HR, юристов. На форумах HR-специалисты сейчас говорят о том, что сотрудник теперь как клиент — с ним надо нянчиться: индивидуальный подход, забота о его развитии, чтобы ему было интересно на работе. 

IMG_6800.jpg

За какой конкретной помощью к вам чаще всего обращаются? Можно ли сказать, что проблемы у большинства общие, или все-таки каждый конкретный случай — это своя отдельная история?
— Очевидная тенденция — все больше компаний приходят на аутсорсинг, на абонентское обслуживание. Они либо отказываются от юриста в штате, либо, если у них никогда не было юриста, понимают, что им нужно постоянное сопровождение. Аутсорсинг, во-первых, дешевле, во-вторых, это целый ряд уже отобранных специалистов. 
Вторая тенденция — увеличилось количество клиентов, которым нужны документы для развития в онлайн, что связано с внедрением цифровизации во все деловые сферы.
Третья — стало больше обращений за выполнением глубокого анализа. Это касается недвижимости в большей степени. Если раньше собственник земли мог строить на ней что угодно, то сейчас право собственности не означает, что он может начать стройку на своем участке или возводить на нем все, что захочет. Требуется серьезная информация по коммерческой недвижимости еще до момента покупки. 
Четвертая — все пошли в онлайн, и все хотят курсы в онлайн. Встает вопрос: как защитить свои авторские права? Как выстроить правовые отношения с продюсером, видеографом, копирайтером, слушателями курса? Кем оформиться? Как оплачивать налог?
В остальном — как всегда: суды, договоры, банкротные дела — всё, с чем сталкивается предприниматель. И каждое дело для нас индивидуально. Вообще нет ничего типового, как бы иногда нам этого ни хотелось. (Улыбается.) Но в каждом деле всегда много нюансов, и нужно подходить персонализировано. Кроме того, законодательство постоянно меняется. У нас в компании совещания по законодательству каждую неделю, и всегда есть какие-то новшества.
Предприниматели, с которыми мы работаем (и в Сибири, и в Москве), отмечают глубокое понимание нашими специалистами ситуации, наш широкий кругозор. Ценят нас за то, что мы смотрим на всё в комплексе, при этом при ведении дела и переговоров проявляем максимальную тактичность и деликатно преподносим информацию.

Быть юристом по-прежнему считается престижным. Но почему сегодня все чаще представители этой профессии не горят желанием вести реальные судебные дела?
— На примере нашего региона хочу сказать, что наша профессия очень недооценена. Дела сложные, не проще, чем в Москве, например. Но уровень жизни юристов у нас совершенно другой. Многие предприниматели, особенно старой школы, желая как можно больше сэкономить, не видят ценности в юридической деятельности. А эта работа очень интеллектуальная, творческая и стрессовая. Это сроки, ответственность, большой объем информации. Надо быть и стратегом, и тактиком. Требуется много и профессиональных, и личных качеств. А суммы — небольшие. В связи с этим на данном этапе времени наблюдается большой отток юристов в онлайн-курсы. Там нет таких обязательств, сроков, а деньги совсем другие. Многие сегодня начинают вести курсы и перестают вести судебные дела, потому что совмещать сложно.

Вы упомянули эпитет «творческая»…
— Да, ведь даже договор можно составить по-разному. Нашу компанию считают хорошими «договорниками», и я вижу, как мои сотрудники работают по договорам. Даже один и тот же человек может сделать работу по-разному, а уж разные юристы тем более. 

Inna_Gavr (85).jpg

Ольга, а как вы сами пришли в профессию? Какие причины побудили вас создать собственное агентство?
— У меня была очень хороший преподаватель литературы в старших классах, которая посоветовала мне пойти на юрфак. И я ни разу в жизни не пожалела, что выбрала именно эту профессию. Это настолько мое! Мне нравится работать с людьми, с документами, я умею отстаивать свою точку зрения в судах. 20 лет я занималась любыми делами, которые мне поступали. А в 2018 году решила, что надо выбрать более узкую нишу, и стала работать только с предпринимателями.
Сейчас развиваем работу с московскими клиентами. Возможность получить новый интересный опыт, познакомиться с другими видами бизнеса, которых у нас нет, новыми людьми, новой терминологией очень привлекает всю нашу команду.
Я могла бы быть просто владельцем юридической компании, но мне важно и интересно вести дела самой. Да, порой не хватает времени, чтобы активно развивать свой Центр, но зато я занимаюсь делом, которое сильно люблю. Считаю, что нужно быть одним из лучших специалистов в своей команде, уметь поручать и контролировать, а здесь без практического опыта никуда. 

— Должен ли юрист браться только за те дела, в успешном разрешении которых он уверен?
— Есть дела, когда ты точно понимаешь, что выиграешь, и наоборот. Но большинство ситуаций спорные. Иногда другая сторона спора заявляет доказательства, о которых ты даже не предполагал. Это всегда полемика и это всегда процесс, подразумевающий пересмотр позиции, изменение исковых требований и так далее. И почти каждый раз так. Никогда нельзя сказать, что мы легко выиграем. Прогнозировать, предполагать варианты развития событий можно, но всегда есть вторая сторона спора. А вообще томским юристам повезло. У нас очень крутые судьи, соблюдающие нормы процесса, уважительно относящиеся ко всем его участникам. Это особенно чувствуется на контрасте с другими регионами — я участвовала в судебных заседаниях в 21 городе страны, во многих — по несколько раз. У меня большой опыт в этом плане, мне есть с чем сравнить. Томские суды с точки зрения профессионализма выгодно отличаются от остальных.

— Как удается совмещать в жизни работу и семью?
— Мне очень повезло. Мой муж знал, на ком женился, и я очень благодарна ему за то, что он не пытается меня перевоспитать и переделать. Он понимает, что «первое, второе, третье и компот» — это не про меня. Могу, но не очень интересно. А вот половину выходного дня посвятить учебе — да. Я не делаю проблем из быта, что-то делегирую, что-то упрощаю.
Что касается детей, то с ними я провожу время качественно. Дело ведь не в количестве часов, а в том, как вы их проведете вместе. Это время только для них — я их вижу, слышу, понимаю, знаю их музыку, смотрю с ними аниме. Можно весь день не видеться, но тогда бесценным становится время, проведенное вечером со своими детьми, тем более, что мне всегда интересно с ними общаться.
В свободное время для души люблю читать — и профессиональную литературу, и по саморазвитию, и художественную. В студенчестве ходила полностью в том, что сшила и связала сама. Сейчас на это не хватает времени, но мне всегда это очень нравилось — делать что-то руками. Очень люблю природу и горы, которые меня заряжают и успокаивают одновременно. Мечтаю попасть на Эльбрус. Люблю автопутешествия: проехали с семьей пол-России и пол-Казахстана на автомобиле. Люблю сплавы по Катуни: самую сложную категорию проходили с друзьями несколько раз. Вообще активный образ жизни — это мое. Полдня в выходной пролежать — это не мое. Тогда сразу появляется ощущение, что жизнь проходит мимо. Наверное, я неправильная женщина. (Смеется.) Мне хочется сделать в жизни что-то важное, значимое, кому-то помочь, чувствовать, что мое дело приносит реальную пользу.

Юридический центр «Аврора», ул. Гагарина, 7, оф. 310 (3-й этаж), 
тел.: +7 (3822) 900–806, 8 953 913 3773, avrora-urist.ru, @olga.raih