01.04.2021

Мыслить как digital-стратег

В самом сердце Томска, недалеко от Белого озера, стоит на первый взгляд самый обыкновенный особняк. И мало кто догадывается, что здесь работает одно из крупнейших российских агентств по веб-разработке и digital-продвижению «Tagree». Душой и движущей силой компании без преувеличения является ее директор по развитию, преподаватель, стратег и аналитик Анна Колосова.

9A4A6013.jpg

Мы встретились с ней, чтобы поговорить о бизнесе, о ее стремлении подсчитать все, что можно и, конечно, о свободном времени, которого у нее, как у всякой современной женщины, не так уж много.
Перед интервью Анна провела для меня экскурсию по офису. На цокольном этаже готовится к запуску бассейн, стоят тренажеры — можно позаниматься после рабочего дня. На первом — открытая кухня, здесь сотрудники обедают и пьют чай, обсуждая работу над проектами. Переговорная, рабочие пространства формата open space — в общем, современный офис большой команды.

— Анна, с чего началась ваша профессиональная деятельность?
— Я занимаюсь маркетингом с 2008 года. Окончила ТГУ, получив специализацию «Реклама и связи с общественностью». Работала в сферах ипотечного кредитования, девелопмента, производства, розничной торговли, получила должность директора по маркетингу на заводе, который считается одним из лидеров отрасли по производству БАДов. И на каждом месте мне приходилось решать, как продвигать компанию в онлайн. В конечном итоге именно интернет-маркетинг стал моей основной квалификацией. Примерно в это же время мой муж основал агентство по веб-разработке, и мы объединили оба направления — разработку и продвижение — в агентство «Tagree».

— С какими стереотипами в интернет-маркетинге вы сталкиваетесь?
— Многие бренды (а мы сотрудничаем с широким кругом клиентов — от стартапов до федеральных компаний) испытывают массу заблуждений относительно продвижения в интернете. Им кажется, что эффект присутствия в социальных сетях — уже залог успеха. Взять тот же Instagram: большинство уверено, что главную роль здесь играет визуальная составляющая. На практике же, как и любой инструмент, он работает только в рамках общей стратегии позиционирования на рынке, стратегии расширения границ, взаимодействия с конкурентами, с клиентской базой. Самое главное — четко понимать, как ваше присутствие в социальных сетях влияет на продажи. А для этого необходима сильная аналитика.
Второй стереотип — делать как все, в том числе и прямые конкуренты. Но история прорывного бизнеса — это прыжок выше головы. К примеру, мы анализировали сайты ТОП-20 медицинских сетей страны. Оказалось, у них скорость в два раза ниже возможной, а адаптивность под мобильный трафик составляет не больше 20%. В таких случаях диджитализация может стать огромным прорывом. А люди смотрят на конкурентов в своем регионе, видят, что сделано, и думают: ну, у нас не хуже, значит, все в порядке. Вот раскрутим еще аккаунт в Instagram и заживем! Но нет, в социальных сетях тысячи аккаунтов, которые невозможно отличить друг от друга. «Выделяйся или умри» — первое правило позиционирования бизнеса (Дж. Траут).

9A4A5908.jpg

— Один специалист может заниматься всеми направлениями интернет-маркетинга?
— Суперменов, к сожалению, не существует. Невозможно быть профи во всем. За всеми коммерчески успешными брендами стоит именно командная работа. Такой подход позволяет создавать и развивать сильные продукты, а нашим клиентам — кратно расти.
Бизнес зачастую сосредотачивается на одной цифре — продажах, а связать зависимость продаж с тем же посещением аккаунта в Instagram без данных невозможно. Наша сильная сторона как раз в том, что мы к каждому проекту настраиваем и ведем аналитику. Этим и хорош digital — здесь можно посчитать всё: стоимость клика, с какого источника трафика совершают покупку, а с какого читают блог. У нас есть кейс, когда компания после 20 лет существования в «середнячках» выросла при нашем участии в 7 раз! И это во время пандемии, при очень умеренных бюджетах.

— Есть мнение, что в Томске нет хороших таргетологов. Согласны?
— Тот, кто его разделяет, просто не знает про «Tagree». (Смеется.) Таргетологи в Томске настраивают рекламные кампании для крупных федеральных заказчиков из Москвы. А нашими клиентами за прошлый год стали бизнесы из 18 стран! Что такое хороший таргетолог? Это тот, кто приносит результат. Но сформулировать четкую цель таргетированной рекламы (например, 50 продаж за квартал при бюджете 30 000 руб./месяц) сам бизнес может не всегда. И потом, не все готовы к таргетингу. Аккаунт компании, на который планируется завести трафик, часто не оформлен должным образом — нет элементарных вещей: грамотной визитки, запоминающегося визуального оформления, контента. А виноватым остается таргетолог.

— Что дешевле: нанять штат сотрудников в компанию или обратиться в агентство по продвижению?
— Давайте посчитаем. Например, у нас в штате 9 человек, а стоимость комплексного digital-сопровождения начинается от 50 000 рублей. По сути, это стоимость одного толкового интернет-маркетолога, или специалиста по контексту. При этом опыт работы с разными рынками и направлениями дает агентству массу знаний и фишек, которые затем применяются в проектах. В хорошем агентстве сотрудники постоянно растут. У нас, например, нет текучки, а наши выпускники, если их можно так назвать, уезжают только в столицы. Я создавала нашу команду 9 лет и продолжаю развивать до сих пор. Для непрофильного регионального бизнеса эта задача за гранью реальности.

— В какую сторону сейчас движется SMM?
— Крупные игроки давно поняли, что сегодня нужно инвестировать в контент: полезные статьи, видео-обзоры, «залипательные» истории. И SMM выступает одной из площадок его распространения. Он формирует спрос, позволяет рассказать рынку, который о вас не знает, что вы есть и у вас классный продукт. При этом в отличие, например, от контекстной рекламы, цепочка «увидел пост — купил» в разы длиннее. Поэтому SMM — это очень стратегический инструмент, для раскачки которого нужно время.
— Что для вас означает быть главой компании и на какие принципы в своей работе вы опираетесь?
— Отвечать за развитие крутой команды, которая работает с такими гигантами как «Росбанк», «Mail.ru Group», «STIHL» — безумно интересно. Каждый раз это вызов — новые задачи, новые инструменты и, конечно, новый экспириенс. Если говорить о принципах, которые я внедряю в команду, то, во-первых, это постоянное обучение и рост. С этого года я присоединилась к составу преподавателей Skillbox, так что образовательных возможностей стало больше. Второй принцип — отказ от субъективизма. В маркетинге и бизнесе часто можно услышать: «Я считаю». Это тупик. Считать нужно цифры и на их основе делать выводы, принимать решения. Наконец, я ценю проактивность. С каким бы запросом к нам ни обратились, мы всегда делаем больше, поэтому наши клиенты нас так ценят.

9A4A5886.jpg

— А если обратиться к личным чертам, вы жесткий руководитель?
— Нет, я мегалояльная. Моей целью было создание максимально комфортной среды для команды, чтобы сотрудникам работа приносила удовольствие. Они видят свой вклад в развитие проекта, и это еще больше мотивирует на победы.

— Что вам дает ваш преподавательский опыт?
— Огромный заряд энергии! Уже шесть лет я преподаю в магистратуре ТГУ и веду курсы в «Школе маркетинга». Для меня это способ систематизировать свои знания и получить обратную связь от рынка: какие существуют запросы, проблемы. К тому же офлайн-работа с аудиторией позволяет развивать HR-бренд моего агентства и затем собирать из слушателей курсов лучшие кадры. (Смеется.)

— Как распределяете время между таким объемом работы?
— С момента рождения дочери я приняла одно важное решение — не работать по выходным. А в целом, время — это вопрос приоритетов и того, может ли бизнес функционировать без меня. Я выстраивала агентство таким образом, чтобы команда могла действовать и принимать правильные решения независимо от того, нахожусь я в офисе или нет.

— А своим личным брендом занимаетесь?
— Руководителю есть смысл вкладываться в собственный бренд, но нужно трезво оценивать свои ресурсы. На сегодня я отдаю приоритет развитию агентства — там больше отдачи. Для меня целесообразнее потратить время на обучение финансовому менеджменту, чем «пилить сторис» в персональном блоге. (Смеется.) Но я никогда не буду выбирать между бизнесом и личным брендом, между семьей и личным брендом. Для меня работа и семья на первом месте, а аккаунт — на втором.