28.12.2020

Бизнес сегодня: как остаться в живых!

Как грамотно и эффективно противостоять проявлениям кризиса? Что необходимо предпринять руководителю, чтобы сохранить потенциал компании? На эти и другие вопросы отвечают гости программы Анны Ивановой на радиостанции «Эхо Москвы». На этот раз героем проекта стал Максим Рябыкин, директор и совладелец компании «Daisyknit».

9A4A2802_обр.jpg

— Максим, в названии программы есть фраза «остаться в живых». Насколько она сейчас актуальна для вашего бизнеса?
— Фраза актуальная, причем начиная с марта этого года. На протяжении полутора месяцев по причине карантина мы вынуждены были закрыть магазины. И это был, наверное, самый шокирующий момент. Дело в том, что мы вертикально интегрированная компания, которая, начиная с закупок и заканчивая продажами, делает практически всю технологическую цепочку: покупка, растаможка, привоз тканей, проверка качества производства, разработка лекал и непосредственно продажа. Поэтому штат сотрудников у нас достаточно большой, и производственный блок был под очень большим риском из-за остановки.

— Что именно вы предприняли в этой ситуации? Сократили площади, сотрудников, заработную плату?
— Что касается заработных плат и всей внутренней инфраструктуры компании, практически ничто не пострадало. Производственных сотрудников мы дозагружали пошивом масок. Кроме того, нашли еще несколько компаний, которые временно размещали у нас заказы на пошив своей одежды. Так нам удалось нивелировать резкое падение спроса. Также частично подсократили затраты по продвижению, аренде (и торговых, и производственных площадей). Самый сложный момент наступает сейчас, когда пришла вторая волна, и уже понятно, что настроения у людей не очень хорошие — потребители не знают, что будет дальше с их личными финансами. 

— То есть, летом и в начале осени был более позитивный настрой?
— Да. И рекордные выручки за всю историю.

— А что происходило с онлайн-торговлей?
— Резкий рост. С апреля мы выросли в онлайне более чем в два раза, запустили, наконец, интернет-магазин. И сейчас в онлайне у нас плюс-минус стабильно. Но вот последние месяцы мы пока не видим позитива в целом на рынке. Много людей болеют, соответственно, мы понимаем, что затраты перераспределяются на лекарства и восстановление здоровья. Многие купили недвижимость, потому что непонятно, что будет с рублем. Получается, финансовые потоки идут на другие направления, а не на обновление гардероба.

— У вас несколько филиалов в разных городах. Что происходило там?
— Везде была одинаковая картина: закрытие магазинов, падение выручки весной в 4—5 раз. За счет онлайна нам удалось часть потерь возместить. Сейчас это три города — Томск, Москва, Новосибирск. Мы планировали открыть еще Красноярск, но случилась пандемия. Сейчас у нас в планах расширение Москвы, уже подписали договор на открытие нового магазина. Мы понимаем, что несмотря на все кризисные явления, все деньги там.

— Максим, а как себя чувствуют конкуренты? Менялись ли как-то их стратегии, они закрывались?
— В последнее время бизнес вообще, а в нашем высококонкурентном сегменте особенно, вынужден следить за всеми трендами и очень оперативно перестраиваться. Мы вошли в эру фаст-фэшн, когда потребительское поведение меняется очень быстро ввиду изменений экологических, психологических, политических и т. д. А пандемия это еще и ускорила.

9A4A2723.jpg 

— Было ли что-то в запросах вашей аудитории, что вас удивило?
— Да, весной был очень большой спрос на «верхний слой» — рубашки, блузы. В интернете ходили мемы о том, что люди ушли на удаленку и проводят совещания в рубашках, а внизу — домашние шорты. (Улыбается.) У нас женская аудитория, и мне это слабо представляется. Но факт, что этот тренд был, и не только у нас, но и в целом по рынку. Осенью каких-то глобальных перемен мы не увидели. 

— Среди ценностей вашей компании есть разумное потребление — призыв покупать меньше, как можно большее количество раз надевать одну и ту же вещь, быть более экологичными и сознательными. Как это всё согласуется с фэшн-бизнесом, который вынужден постоянно создавать новые коллекции и удивлять? 
— Во-первых, мы пытаемся уделить большое значение тканям, из которых производим одежду (натуральные вискоза, хлопок, лен, шелк, шерсть). Это тоже определенная степень доверия и выбор клиента в нашу пользу. Во-вторых, поскольку у нас собственное производство, одежда сшита по очень высоким технологиям качества (ровные строчки, никаких браков и торчащих ниток, отстегивающихся пуговиц и т. д.). Значит, одежду можно носить долго. В-третьих, мы пытаемся в каждой новой коллекции подобрать такие цвета, которые будут сочетаться между собой и с вещами из предыдущих коллекций. Кроме того, мы периодически запускаем акции по сбору старых вещей — наших или любых других. И сдаем эти вещи в переработку. Клиент получает купон и затем может приобрести новую вещь со скидкой. 

— Вашей компании исполняется 6 лет. Скажите, как поддерживать в себе вдохновение, как вдохновлять сотрудников, как вдохновляться на новые коллекции, новые подвиги? 
— Самый большой удар — это удар, который ложится на собственников. Действительно, последние год-два есть вопросы с вдохновением, когда довлеет куча внешних проблем, на которые ты не можешь повлиять. Если проблема с сотрудником, его можно поменять. Если с качеством товара — его можно улучшить. Если с маркетингом — можно привлечь компанию специалистов. Но если проблема извне, скажем, пандемия или ужесточение налогового законодательства, это, конечно, бьет по моему вдохновению и желанию развиваться в этой отрасли. Она, кстати, одна из самых сложных ввиду бешеной конкуренции. А вообще вдохновение — это сильная команда. И когда в компании появляются люди, которые тебя начинают вдохновлять, это круто. Когда я нахожу у людей поддержку и понимание, я начинаю улыбаться, и мне гораздо приятнее развивать компанию. Еще вдохновляют результаты. Например, стабильный двукратный рост. Это позволяет поддерживать себя в хорошей бизнес-форме. 

Совместный проект радиостанции «Эхо Москвы», портала tomsk.ru и журнала «Дорогое удовольствие».
Бренд женской одежды, г. Томск, ул. Беленца, 9/1, 1 под., 2 этаж, @daisy_knitwear