04.10.2023

Как в сказке

В конце октября на большие экраны выходит приключенческий блокбастер «По щучьему велению». Исполнительница главной роли актриса Мила Ершова, звезда сериалов «Фандорин. Азазель», «Трудные подростки», «Плейлист волонтера», поведала нам секрет Емелиной печи, рассказала о своем увлечении психологией и о том, зачем человеку нужна математика.

_DSC7148.jpg

– Мила, в одном из интервью вы сказали, что для актера сниматься в сказке – это подарок. Почему?
– Многие актеры мечтают сняться в фильме-сказке. В этом жанре нет бытовых персонажей, создается волшебный мир, и каждый герой – это образ, архетип. Поэтому у актера есть возможность сыграть не от себя, а полностью сочинить своего героя, дать волю фантазии. К тому же, сказка – это всегда красиво!

– «По щучьему велению» – не исключение?
– Это будет очень живописная история, которую нужно смотреть на больших экранах. Мы очень много снимали на натуре. Я открыла для себя Пермь, съемки там проходили в Каменном Городе. Основная часть съемок была в Тобольском крае – там просто невероятной красоты поля, реки, будет много коптерных планов.

– Насколько я знаю, для этой картины были построены  совершенно невероятные декорации…
– Да, Кащеево Царство, например, сначала планировали снимать в Карелии, но там белые ночи, а в подземелье нужен другой свет. Поэтому выстроили павильон в Санкт-Петербурге, в стенах бывшего завода, с такими же как в Карелии черными скалами. А чтобы снять реку Смородину, которая ведет в подземелье, построили огромный бассейн!

– В картине будет много компьютерной графики?
– Достаточно, но не все. В сказке есть несколько полностью анимированных персонажей – Щука, Кот-Баюн, морские жители. Но есть и много объектов, созданных в реальности. Та же Емелина печь, которая разгонялась до 50 километров в час. В одной сцене Емеля делает на этой печи мертвую петлю по настоящим рельсам, и это не графика! Художники-постановщики на этом проекте, на мой взгляд, просто гении инженерии.

– Вы играете в этой картине Василису, девушку, в которую превращается волшебная Щука. Расскажите немного о своей героине?
– Я старалась сделать ее дерзкой, но при этом женственной и мудрой. Своей мудростью Василиса тонко и деликатно направляет Емелю, наводит на верную мысль в сложных ситуациях. При этом Емеле кажется, что все это он решил и придумал сам. Знаете, как в поговорке: «Муж голова, а жена – шея». 

– А вы согласны с тем, что в реальной жизни у женщины есть такая роль – направлять мужчину?
– Конечно. (Смеется.)

– Есть мнение в психологии, что сюжет любимой сказки во многом отражает характер человека, его мотивации в жизни. Какая ваша любимая сказка? И кто ваша сказочная героиня?
– Моя любимая сказка – это «Маленький Принц», и это мой любимый герой. То, что он путешествует с планеты на планету, не согласен с несправедливостью, удивляется черствости людей, отсутствию у них интереса к жизни, веры в любовь – все это мне очень близко. Наверное, поэтому из киножанров мне интереснее всего социальная драма.

_DSC7586.jpg

– Вы вообще эмпатичный человек?
– Я человек скорее рациональный, чем эмоциональный.  Знаете, мы с актерами «Трудных подростков» ездили во время съемок в детский дом, где живут дети с отставанием в развитии. И вот я поняла, что в хорошем смысле не испытываю к ним жалости. Сочувствие – да, но не жалость, а скорее – живой интерес, желание понять, как им живется, посмотреть на жизнь их глазами. 

– В интервью вы упоминали о своих абьюзивных созависимых отношениях в прошлом, о невротических потребностях своих персонажей, которые вы разгадываете для создания характеров. Очевидно, что вы интересуетесь психологией – как это помогает в работе?
– Мне в 16 лет попала в руки книга по психологии, и для меня открылся этот прекрасный мир. В институте, когда я училась у Константина Аркадьевича Райкина, у нас был предмет «Психология для актеров», его вел Илья Кожухарь, актер с психологическим образованием. Мы разбирали пьесы и сценарии с точки зрения психологии, определяли типы созависимых отношений и то, героя с какой травмой будет притягивать или отталкивать тот или иной персонаж. Для актера это, безусловно, инструмент для работы над ролью. Бывает, что персонаж филигранно прописан сценаристом с психологической точки зрения, а бывает, что нужно раскапывать, воссоздавать его личность с нуля. Особенно если это персонаж второго плана.  

– Тогда вопрос к вам как к звезде сериала «Трудные подростки». Для поколения нынешних 20-летних стало нормой общаться с психологом, решать с его помощью свои проблемы. Как вы к этому относитесь?
– Я считаю это крайне полезным, и будь моя воля, я бы всех записала к психологу. К сожалению, я встречаю в сети очень много негатива по поводу того, что работа психолога – это выкачивание денег и манипуляции. И это грустно. Безусловно, важно найти хорошего специалиста, потому что на сессиях происходит очень тонкое взаимодействие с человеческой психикой. У меня тоже был неудачный опыт. Но сейчас меня ведет очень профессиональный психолог, и я отношусь к этому как к совместной работе, а не как к спасению от проблем. Психолог – это человек, который тебя выслушает, у которого нет задачи навязать тебе свое мнение. Более того, он не имеет права этого делать. Психолог направляет твои собственные мысли и помогает самому найти ответы. Благодаря психологической литературе я очень хорошо научилась определять, когда меня вовлекают в треугольник «жертва – агрессор – спасатель», и легко из таких ситуаций выхожу. Я сама в юности была в абьюзивных отношениях, но тогда мы даже слова такого не знали. А если бы я тогда прочитала самую банальную статью, например, «Семь признаков абьюзивных отношений», я бы вышла их них осознанно и не так болезненно. Все эти страдания, жертвенность… Сейчас мне просто жаль, что я потратила на них столько времени и нервов. Знание теории помогает раньше понять и распознать проблему.

– Вы уже 4 года в отношениях с вашим однокурсником, актером Святославом Рогожаном. Отношения – это вообще непросто, а отношения в актерской паре, на ваш взгляд, сложнее чем в неактерской?
– Наших отношений профессия не касается. Наоборот, нам это помогает записывать самопробы, например. Мы не конкуренты, не претендуем на одну роль, радуемся успехам друг друга. У нас обоих вспыльчивый характер, но мы не вспыхиваем одновременно, и когда у одного проблемы, другой всегда успокоит и поддержит.  

_DSC7214.jpg

– Мила, вы учились в физико-математическом лицее. Что, на ваш взгляд, отличает людей с математическим складом ума? Помогает ли это в актерской профессии?
– Мне это помогает по жизни в целом. У нас в кабинете на стене висела цитата Ломоносова: «Математика уже затем нужна, что она ум в порядок приводит». Многие считают, что математика – пустая трата времени, что синусы и косинусы в жизни человеку не пригодятся. Но дело не в них! Математика развивает логику, структурирует мышление, тренирует мозги, заставляет их работать на полную мощность и укрепляет память. В театральном, когда мы учили наизусть огромные тексты Достоевского, Шиллера, Островского, мне это давалось довольно легко. А небольшой текст, который дают выучить для проб, запоминается уже вообще в считаные секунды. 

– Помните свой первый опыт на сцене?
– Я впервые оказалась на сцене в возрасте 6 лет. Это была театральная студия, куда меня родители отдали для общего развития. Ставили спектакль «Город дураков». Мы недавно со смехом вспоминали со старшими ребятами, которым тогда уже было по 18 лет, как я, совсем маленькая еще, остановилась посреди сцены, как зачарованная, и меня аккуратно двигали, куда нужно. А спустя годы в этом же спектакле мне дали роль Шута. Яркая, ведущая роль, много импровизации, общения с залом. И эта роль мне помогла понять, что у меня есть хорошее чувство зала, умение держать аудиторию, общаться, смешить. Я приняла решение поступать на актерский факультет во многом благодаря этой роли.

– Как вам кажется, сегодня российское кино на подъеме?
– В производственном плане с появлением платформ ситуация стала гораздо лучше. Известно, что у каждого канала есть определенный формат. Если вам включить любую серию любого сериала, можно без контекста сразу понять, какой это канал. Игра актеров, операторская работа, цветокоррекция, музыка – как будто все это один нескончаемый сериал в заданном формате. У платформ больше творческой свободы, больше значения придается уникальности, оригинальности контента. А стимулом для такого развития стал, как ни странно, карантин. Вырос спрос и стало даже модно платить за контент. Люди поняли, что можно за 200 рублей купить кофе, а можно – подписку на целый месяц.

– Мила, расскажите о роли вашей мечты?
– У меня есть три роли мечты. Настасья Филипповна в «Идиоте». Роль в супергеройском кино. И третье – это историческая картина времен царской России, например. Мне хочется понять, как думали и как чувствовали люди другой эпохи, какие у них были ограничивающие установки. Ну и чисто по-девчачьи – костюмы, прически, атмосфера. Мне это невероятно интересно.