05.09.2025

Танец женской свободы

О трайбле, о том, как рождается этот танец и почему овладеть им нельзя без глубокой эмоциональной вовлеченности, беседуем с Оксаной Почтарь, которая считает его идеальным для самовыражения женщины.

1N5A5699 портрет 1.jpg

— Оксана, трайбл — это не просто танец, а особый мир со своими эмоциями, законами, философией… Чем он привлек вас — человека с положением, карьерой, должностью? 
— Ответ очень прост: когда ты танцуешь, то границы карьерных достижений, социального статуса и внешних атрибутов успеха исчезают. Ты в этот момент — танцовщица, и в этом ты находишь свое выражение. Трайбл меня привлекает своей свободой, в нем нет соревнований и конкурсов, нет никаких требований и ограничений по подготовке, возрасту, телосложению, росту, цвету глаз — вообще никаких. Мы все разные и каждая по-своему прекрасна. Имеет значение только желание танцевать. Сам танец содержит в себе очень бережные для тела движения, я бы даже сказала, что трайбл — это своеобразная форма медитации, здесь есть такое понятие как «flow» — танец в потоке. Это замечательная и такая редкая возможность перезагрузиться, отвлечься от суетных повседневных мыслей.

— Трайбл действительно несет в себе особый символизм и смысл?
— У трайбла, безусловно, есть своя история, что уже наполняет его смыслом. Трайбл начал свой путь в 60-х годах ХХ века, а как авторский проект стиль сложился в 80-х. Создательница стиля Каролина Нериккио — итальянского происхождения, и через нее танцу передался независимый, гордый и сильный характер, что телесно выражается в сильной постановке рук, корпуса, в осанке и даже взгляде. Все это дает ощущение своего достоинства и четких границ. Костюмы танцовщиц — вообще отдельный вид искусства, они отражают ближневосточные истоки трайбла, а роскошные этнические украшения порой достойны музейной экспозиции. 

— Сегодня танец выполняет самые разные функции в жизни людей. Что он значит для вас?
— Для меня ценен сам процесс танца и чувство единения. Трайбл объединяет не только группу танцовщиц, но и людей по всему миру, неравнодушных к этому направлению. Это своеобразный международный невербальный язык общения, способ коммуникации для создания единого синхронного танца, где поворот головы, корпуса, положение руки может быть началом к новому движению, изменению хореографии, перестроению танцоров или смене лидера. Да-да, каждая участница группы может в определенный момент стать лидером и создавать уже свой танец, уводя группу в рисунок своих движений. Вам остается лишь довериться и следовать за ней так же, как группа следует за вами, когда лидер — вы. В этом и есть какая-то магия: когда танец рождается на твоих глазах, ты получаешь огромное эстетическое удовольствие.

— Можно ли говорить о влиянии трайбла на ваш стиль управления или взаимоотношения с коллегами? А если этот вопрос задать в обратную сторону?
— Конечно. Трайбл требует высокой чувствительности к партнерам, так как коммуникация танцовщиц внутри импровизации строится на жестах и взглядах, учит синхронизироваться, настраиваться на человека. Благодаря этому я могу без слов считывать настроение своей команды, быть гибкой, адаптировать свой стиль управления под разных сотрудников и настраивать взаимодействие внутри команды. Трайбл еще и о коллективной ответственности, ведь ошибка одного может нарушить весь ансамбль, но группа может ее скорректировать и сохранить гармонию. Во время импровизации группа танцовщиц работает как слаженная команда, нацеленная на отличный результат. Такой способ существования в моменте прекрасно транспонируется на взаимоотношения с коллегами. 
А если развернуть вопрос в обратную сторону, то лидерские качества и умение работать в команде помогли мне быстро встроиться в систему трайбл-импровизации «лидер-ведомый», владеть вниманием зрителя и при этом не терять связь с группой. Когда ты танцуешь в позиции лидера, твоя подача должна быть уверенной, движения выверенными и где-то даже стратегически продуманными в музыкальном контексте на несколько шагов вперед. Насколько четко группа считает твое движение, настолько синхронным будет танец для зрителя. В трайбл-кругах выступление считается успешным, когда зритель не понял, что это была импровизация и посчитал, что танец выучен заранее.

— Становитесь ли вы иной версией самой себя на сцене? Какие чувства испытываете?
— Я очень люблю сцену, свет софитов, зрительный зал и публику, которая приходит посмотреть на выступление. Трайбл уникален тем, что быть на сцене в движении намного интереснее, чем наблюдать за ним из зала. За время звучания одного трека в группе танцовщиц проходит целая жизнь! Мы получаем огромное удовольствие от процесса, но если сегодня зрители пришли посмотреть на нас, то это всегда особенные чувства перед выходом — легкое волнение, смешанное с предвкушением праздника. Каждое выступление — удивительное трайбл-шоу, которое не повторится: радость импровизации в моменте, творческое взаимодействие, аплодисменты зрителей. Но каким бы ярким ни был сценический образ, себя за ним не спрячешь, на сцене я —это я. Со своим характером, музыкальностью, жизненным и творческим опытом. Из всего этого и рождается мой танец.