Эстетика и аристократизм духа, помноженные на жажду знаний, — таков бизнес-портрет Светланы Ягужинской. Предприниматель, бизнес-наставник, ментор личного бренда и персональной стратегии, основатель и руководитель цифровой стоматологии «Интелли», она сочетает в себе множество ярких граней личности.
С героиней обложки, которая не боится мечтать, ошибаться и менять правила игры, мы поговорили о том, как совмещать силу и хрупкость, бизнес и личное, традиции и инновации.
Текст: Мария Новикова. Фото: Алексей Почеревный
Предпринимательство — это не про страх
— Светлана Юрьевна, вы в бизнесе с 1992 года. Какие поворотные точки на этом пути сформировали вас сегодняшнюю?
— Первая — открытие своего предприятия. Время молодости, бесшабашности, когда ты не особенно размышляешь над своими целями, просто идешь вперед — и не важно, сколько времени это у тебя отнимает. Но, как правило, кардинальная смена видения и жизненной траектории у людей происходит по очень веским причинам. Лучше всего, если этими причинами управляет сам человек. В моем случае урок мне преподнесла сама жизнь: я потеряла сначала маму, а затем практически один за другим произошли развод с мужем и расставание с бизнес-партнером с последующим длительным разделом бизнеса. Два сложных года, наполненных ощущением, что я иду вниз, дали мне понимание: я полностью утратила себя, растворившись в других людях. Но ведь самый главный проект в нашей жизни — это мы сами и наше предназначение. Тогда я решила все начать заново.
— Способность возрождаться из пепла — это маркер настоящего предпринимателя?
— На мой взгляд, истинного предпринимателя отличает умение мечтать на десятилетия вперед и четкое понимание, как этого добиться. На курсе «Лидерский апгрейд», который я недавно прошла в Сколково, мы обсуждали, что большинство предпринимателей обладает долгосрочным видением будущего, это помогает ставить цели на много лет вперед. Свою стратегию я прописываю как минимум на ближайшие 15 лет. Сегодня, общаясь с молодыми предпринимателями в бизнес-сообществах, я отмечаю, что они такие же, как я, — совершенно не видят препятствий. Большинство людей живут «здесь и сейчас». А предприниматель всегда устремлен в будущее, это особый тип мышления. Истинное отличие — в способности сочетать энергию с мудростью стратега, просчитывать партию на много ходов вперед.
— Вы всегда мечтали быть управленцем? Не боитесь принимать рискованные решения?
— Я всегда хотела быть директором — наверное, стремление руководить у меня в папу. (Улыбается.) Никогда не испытывала страха. Я позволяю себе ошибаться, спокойно рискую, но научилась просчитывать риски, чтобы потом не сожалеть о потерянном. Просто в каждом случае определяю, с какой суммой готова расстаться при неудачном исходе. Хотя терять, конечно, всегда неприятно.
Потерять и обрести себя заново
— Этикет, коучинг, стратегические сессии — как все это появилось в вашей жизни?
— В момент, когда я фактически осталась одна, приняла решение, что нужно двигаться вперед, а не жить прошлым. И с новыми силами занялась собой. Учиться я любила всегда, постоянно стремилась к новым знаниям. Так, например, находясь в декрете, сразу после рождения дочери получила юридическое образование. Но в последние пять лет мое самосовершенствование шло особенно активно: я окончила школу этикета, получила диплом государственного образца по специальности «педагог международного этикета и протокола», прошла курс по невербальной коммуникации и стала экспертом в области кинетики, прошла обучение по специализации «коуч», окончила курсы имиджмейкера в Итальянской школе имиджа. Одновременно с этим продолжала развиваться в области стоматологии, успевая посещать все ключевые конференции и выставки, ведь это важно — быть в тренде и идти на шаг впереди. Мне это было органично, и нужные ответы приходили в нужный момент. А еще я открыла школу этикета, увидев свою миссию в том, чтобы объединить людей, которые, как и я, тянутся к прекрасному, к высокому уровню культуры, безупречному вкусу. Параллельно состоялся ребрендинг нашей клиники, я активно вкладывала все приобретенные знания в свою команду. И увидела, как меняются люди, как они становятся умнее, красивее. Да, вероятно, я не смогу изменить весь мир, но, начав с привычной мне медицинской сферы, я верю в то, что мои усилия помогут вернуть престиж врачебной профессии, ее благородство. В первую очередь хочу повлиять на сознание самих докторов, чтобы они перестали обесценивать себя, а пациенты видели в них не просто исполнителей услуг, но истинных профессионалов. Так появился мой авторский курс «Медицинский брендинг — искусство быть первым», направленный на работу с личным брендом врача, умение выделяться, завоевать доверие и лояльность пациентов. Меняя мышление, мы меняем и внутренний мир, и профессию, и культуру вокруг себя. Курс дает стратегию ростa через четкие опорные шаги и точки контроля. Меня радует, насколько вдохновляющими, энергичными и целеустремленными выходят с этого обучения мои коллеги.
Пространство высокой культуры
— Ваш личный бренд — продолжение бренда вашей компании. И наоборот. Какие ценности лежат в основе и того, и другого?
— Говоря о ценностях компании, важно отметить, что просто спускать их «сверху» — не эффективно. Так они никогда не станут общими для команды. Мой подход таков, что, формируя их, я в первую очередь исхожу из своих личных ценностей — честности, справедливости, дружбы, свободы, красоты, благополучия и развития. Со временем ценности могут меняться, пересматриваться, это абсолютно нормально. Важно, чтобы каждый участник коллектива искренне разделял их, считал и своими тоже. По-настоящему общие ценности и цели — ключ к мотивации. В «Интелли» медицина встречается с высокой культурой. Наши ценности — это ответственность, прозрачность, инновации, командная работа, уважение к пациентам и сотрудникам, постоянное развитие и стремление к качеству. Все это влияет на принятие решений и создает основу для взаимодействия с клиентами и партнерами, а это — каждый член моей команды.
— Но как привить свои ценности всей команде?
— Сделать это непросто. Раньше я говорила коллективу о том, что мы стремимся к стратегии «голубого океана», но на новогоднем корпоративе увидела: они не понимают, о чем речь. Люди сопротивляются новому, если не видят в этом ценности для себя, и это нормально. Определение индивидуальных ценностей, созвучных тем, на которых основана компания, — очень глубокая работа, которую мы проводим с каждым в рамках личных стратегий. Исходя из нее выявляются цели и строятся личные траектории роста сотрудников, определяются те показатели, по которым человек понимает, что он достиг желаемого этапа своего развития. Могу гарантировать, что такой подход работает: за пять лет с момента ребрендинга мы совершили прорыв. Когда анализировали результаты — сами удивились: «Как за такой срок мы это сделали?!»
— Индивидуальные стратегии, планирование, целеполагание — с таким уровнем менеджмента чаще встречаешься в крупных IT-компаниях или на производственных предприятиях…
— Да, но эта стратегия работает для всех. Самый главный фактор любого бизнеса — человек. И он, к сожалению, может испортить все. Как бы дорого и шикарно ни был обставлен ресторан, впечатление гостя напрямую зависит от сервиса. Поэтому в людей нужно вкладывать. Речь о тонкой работе с человеком — непрерывной коммуникации и выявлении истинных целей каждого, обучении персонала этикетным нормам и правилам, что позволяет расти намного быстрее и эффективней. Всему этому можно обучить и обучиться — и внедрять, повторюсь, в любой сфере.
Создавать будущее
— Не так давно при клинике «Интелли» открылась Академия — проект, объединяющий медицинский бизнес с образованием. Как он появился и в чем его особенность?
— Здесь у врачей есть возможность не только отточить мануальные навыки на передовых аппаратах, но и развивать свой личный бренд и персональные стратегии, сервис. Все это мы прорабатываем в рамках курсов, которые ведут эксперты. Я обучаю управленцев принципам стратегического планирования, а Юлия Лукьяненко, руководитель проектов организационного развития «Интелли», преподает методику OKR (Objectives and Key Results) — по постановке и проработке ближайших целей в команде. Таким образом, это те инструменты, результативность которых мы видим на примере нашей цифровой стоматологии.
Вторая задача, которую мы хотели бы решить в рамках Академии, — дать хорошую практическую базу молодым специалистам. В этом мы сотрудничаем с медуниверситетом. Уже готов трехмесячный курс, в рамках которого молодые врачи смогут получить необходимые практические навыки. Для ассистентов это возможность повысить свою экспертность, научиться работать с новейшим цифровым оборудованием, микроскопами. Все это, в конечном итоге, призвано восполнить некоторые пробелы образования, повысить общий уровень врачебной культуры и в конечном счете гарантировать безопасность пациентов.
— Раз мы перешли к цифровизации, «Интелли» заявлена как цифровая стоматология премиум-класса. В чем ее принципиальное отличие от классической клиники?
— Мы создали настоящую экосистему цифровой медицины и применяем комплексный подход к здоровью пациента. Что это значит? В своей работе мы ориентируемся на молодость, экомедицину, продление красоты. Стараемся доносить до пациентов, что наш организм — единый функциональный аппарат, в нем все взаимосвязано. И прежде чем обращаться к пластическому хирургу или косметологу за курсом массажа или лифтингом, стоит поработать над каркасом лица, например, восстановить утраченную высоту зубов при их стираемости. В процессах диагностики, лечения и ведения пациентов используются новейшие системы: 3D-сканирование, цифровое моделирование улыбки, печать индивидуальных стоматологических изделий, облачные базы для медицинских данных. Цифровизация — уже неотъемлемая часть нашей жизни. Сейчас мы проходим стадию внедрения трех новых программ и замены старых, разрабатываем мобильную платформу. Все это направлено на исключение любого человеческого фактора и повышение безопасности и комфорта пациента в рамках его наблюдения и лечения.
— В оперативной деятельности клиника тоже использует цифровые возможности?
— Да, за новой CRM-системой будет внедрена программа для контроля финансовой деятельности компании, работы с системой закупок, формирования необходимой отчетности. Все это упрощает жизнь предприятия, высвобождает время, которое мы с удовольствием используем для своего роста — например, ездим на выставки, а также конференции IT-компаний (чем очень удивляем их участников!) — и вновь все для того, чтобы еще лучше научиться применять новые информационные технологии.
— Каким вы хотели бы видеть свой бизнес через 50 лет?
— Во-первых, я вижу его в пятиэтажном здании, которое мы построим сами. Там будут располагаться большая академия, стоматология. Плюс у меня в планах еще несколько проектов, имеющих отношение к функциональной медицине. Не буду пока раскрывать все карты. Думаю, что в дальнейшем появятся новые премиум-направления на стыке нескольких областей знаний, где доказательная медицина соприкасается с физическим и психоэмоциональным оздоровлением организма.
Сохранять ресурс
— Светлана Юрьевна, быть мотиватором 24/7 без «подзарядки» невозможно. Каков ваш рецепт восстановления ресурса?
— В первую очередь я наполняюсь людьми. Позитивные эмоции тех, кто прошел мой курс, дарят неиссякаемое желание продолжать делиться своими знаниями. Мне нравится общаться с молодежью — за ней хочется угнаться, оставаясь такой же активной, устремленной и молодой. Энергией я заряжаюсь в путешествиях, смена локации помогает переключиться и отдохнуть, уйти от суеты — а в тишине всегда рождаются самые смелые проекты. Еще обожаю учиться, узнавать новое, поэтому очередной обучающий курс для меня всегда в радость. Спорт помогает оставаться в хорошей форме. Я посещаю тренажерный зал, это моя работа на тот результат, который я хотела бы видеть еще через пятнадцать лет. А вот большой теннис — бесспорный источник вдохновения и необходимого драйва.
— Ваш идеальный день — какой он?
— Пока не знаю. (Смеется.) Пожалуй, он наступит в будущем, когда у меня не будет многозадачности и ощущения сотни незаконченных проектов внутри. Это день, где я пойму, что в бизнесе все хорошо и спокойно, у меня отлажены все процессы. День, в котором я для своего удовольствия провожу стратсессию для целеустремленной компании, а в остальное время учусь, занимаюсь спортом, своим здоровьем и путешествую — то есть снова обретаю свой ресурс. Ведь мне нужно продолжать вдохновлять других на новые свершения!