05.12.2022

Территория доверия

Фундаментальные медицинские знания, солидный практический опыт, современные технические возможности — плюс частичка души каждого специалиста. Такова формула, по которой уже более 20 лет живет в нашем городе Центр перинатального здоровья.  

Добро пожаловать на эту территорию здравого смысла и доверия! А слово «перинатальный» на фасаде… Просто именно с этого все начиналось, но постепенно росло, ориентируясь на потребности пациентов.  И сегодня превратилось в современный многопрофильный медицинский центр, команда которого способна помочь томичам абсолютно всех возрастов — и совсем маленьким, и вполне взрослым.

Гостями нашей редакции стал дружный врачебный коллектив ЦПЗ. А с его основателем и главным врачом, доктором медицинских наук, акушером-гинекологом Сергеем Юрьевичем Юрьевым мы подробно поговорили о том, как функционально изменился Центр за два десятилетия, о важности научного подхода к работе и о том, как частная томская медицина становится полем для разработки и внедрения инновационных технологий на федеральном уровне. 

9A4A8316.jpg

— Сергей Юрьевич, уже более 35 лет вы посвятили работе акушера-гинеколога, а как на свет появился сам ЦПЗ? 
— После окончания СибГМУ я работал в роддоме №4, там начал заниматься наукой (благо, уже тогда на его базе была кафедра акушерства), осваивал иммунологию, лазерную терапию. Мы первыми в области занялись так называемыми скрытыми внутриутробными инфекциями: патологией беременных и новорожденных, связанной с хламидиями и микоплазмами. Это было время революционных прорывов в лабораторной диагностике — появилась иммунофлюоресценция, потом ПЦР. Чтобы эффективно внедрять новейшие технологии, нужна была своя база. Собственно, Центр перинатального здоровья — это «сплав» Лаборатории современных диагностических систем (одной из первых ПЦР-лабораторий в Томске) и Центра перинатальных инфекций. Мы их соединили в 2003 году, и с тех пор у нас клиническое и лабораторное звенья работают вместе. 
Постепенно коллектив рос, привлекал новых специалистов. Здоровая мама, здоровый папа, здоровый малыш — это же части неразделимого целого. Вслед за педиатрами и неврологами у нас появились урологи-андрологи и иммунологи. Рамки бюджетной практической медицины не могут обеспечить быстрое развитие нового. Чтобы чувствовать себя свободнее, в 1999 году мы арендовали помещение в ЦНИЛ СибГМУ, а в 2003-м обосновались в новом здании на Сибирской.

Работаем для всех и каждого
— Какие направления сегодня представлены в Центре?
— Ключевым направлением клиники осталось акушерство и гинекология. Наверное, если директор — акушер-гинеколог, то остальным деваться некуда. (Улыбается.) По амбулаторному акушерству есть все, включая ведение беременности высокого риска, диагностику и лечение привычного невынашивания и бесплодия.
Лечение хронических гинекологических заболеваний стараемся проводить «под ключ»: полное обследование, затем консервативное лечение, если необходимо – направляем на оперативное. Причем офисная гистероскопия у нас своя — это дневной стационар. Далее — комплексная реабилитация с применением физиотерапии, рефлексотерапии и т.д. Аппаратуру обновляли в этом году.
Такие направления, как урология и андрология, растут уже сами по себе. У нас работают ведущие томские специалисты в этой сфере — О. Б. Веженков, И. А. Колмацуй, есть современное оборудование, доступна офисная эндоскопия, которая позволяет делать цистоскопию прямо здесь — быстро, без наркоза и госпитализации.
Мы также можем гордиться нашими педиатрами — они же неонатологи, которые ведут новорожденных до месяца и детей до года. То есть мамы, выписавшись из роддома, если их малышам требуется дальнейшее наблюдение, вновь приходят к нашим врачам. У нас есть детские невролог, ЛОР, уролог. В Центре очень хорошая ультразвуковая диагностика с экспертным уровнем оборудования, лаборатория оперативно выполняет весь комплекс анализов.

— Но ЦПЗ ведет прием не только женщин репродуктивного возраста и детей первых лет жизни?
— Разумеется, нет. Наша многопрофильная клиника давно переросла свое перинатальное предназначение. Поэтому не стоит судить лишь по названию. (Смеется.) В штате ЦПЗ есть замечательные неврологи — Л. А. Смирнова, Н. Н. Минченко. Наталья Николаевна еще и врач-физиотерапевт. Есть великолепный гастроэнтеролог Н. В. Студницкая. О. А. Гейниц, одна из ведущих нефрологов ОКБ, также ведет прием в ЦПЗ. Наш терапевт Е. Л. Подрезова с самого начала пандемии ковида была ведущим терапевтом респираторного госпиталя. То есть у врачей Центра очень высокий уровень экспертности и огромный практический опыт. 

— Вы упомянули физиотерапию, с чем связано ее появление в ЦПЗ? 
— Я же говорил, что мы начинали с лазеротерапии еще в 90-х! Если серьезно, то перекос в сторону лекарственной медицины становится все более заметен, желание получить лечебный эффект без побочных явлений велико, а сочетание здорового образа жизни, правильного питания, лечебной физкультуры, физиотерапии и одного — ну, двух — лекарств подчас творит чудеса. Иногда при привычном невынашивании беременности проблема патологии свертывающей системы может быть решена за 8 сеансов компрессионного аппаратного массажа верхней конечности! Или, к примеру, хронический простатит требует просто сочетания электропроцедур, магнитотерапии и внутриполостной грязевой аппликации — пожалуйста, каждый день по 40 минут и почти на курорт съездил! Правда, без моря…
Хроническое воспаление, хроническая боль — все это прямые показания к физиотерапевтическим методам воздействия. Неврологи, андрологи, гинекологи Центра перинатального здоровья уже не мыслят реабилитацию пациентов без этих факторов. Физиотерапия в ЦПЗ представлена очень мощно и великолепно совмещается с массажем, рефлексотерапией, гирудотерапией. У нас очень хорошие специалисты по разным видам массажа — для малышей с нуля и для взрослых. Это еще один секрет работы «под ключ», до полного оздоровления организма.

— Врачи других медучреждений направляют к вам пациентов? Есть ли в ЦПЗ уникальные возможности, которыми не располагают другие клиники?
— Наш центр имеет, конечно, постоянных пациентов, которые приходят сюда именно на специалистов. Но, с другой стороны, спрос завязан и на новые технологии, которые у нас появляются, на методики диагностики, по которым работаем только мы. 
Возьмем ЭЛИП-тест. Этот анализ крови позволяет проанализировать аутоиммунные патологии, из-за которых не наступает или прерывается беременность. Это очень сложный инструмент. Мы его освоили, поскольку занимаемся иммунологией. Тут мы монополисты. В крупных медицинских лабораторных сетях вы такой услуги не найдете, им это не очень выгодно: анализы редкие, сложные, завязаны на консультирующего врача. Но сам я как раз консультирующий врач, и мне это интересно. А как профессор кафедры я могу рассказать студентам и на курсах повышения квалификации акушеров-гинекологов о новом методе, его тонкостях, обсудить результаты. Не хочется ведь погрязнуть в рутине. Хочется, чтобы пациентки в Томской области могли получать современную медицинскую помощь. Вот мы и пытаемся построить умную, способную на перспективное развитие систему.

9A4A8297.jpg

«Только по взаимной любви»
— Расскажите, пожалуйста, про ваших сотрудников. Многие из них с вами с самого основания Центра. Какие качества вы цените как руководитель? 
— В ЦПЗ остаются только по взаимной любви — те, кто нравится нам, и кому здесь тоже нравится. (Улыбается.) Как правило, врачи уходят только, если переезжают в Москву или куда-то дальше. Без сомнения, у нас своя атмосфера. Очень дорого было услышать от одного из врачей: «Я работаю в нескольких коллективах, но комфортно мне только здесь».
Думаю, что самое ценное в наших сотрудниках — это, во-первых, профессионализм, второе — человеческие качества и определенная культура, дисциплина. Опять-таки, если говорить о характеристике людей: здесь почти все совместители, то есть, работая здесь, они не бросают прием в государственных лечебных учреждениях.

— Вас не смущает такое совмещение?
— Нет, абсолютно. Более того, мы прекрасно понимаем, что «закуклившись» в частной клинике, через пару лет ты потеряешь важные навыки — нам, врачам, надо «вариться» в общем профессиональном котле, чтобы здесь было что отдавать. При этом у медиков, как и в любой другой профессиональной среде, есть личности, которым «больше других надо» (речь не о финансовой стороне вопроса). Они ищут новые возможности развития для себя, своей сферы деятельности. И находят их — в том числе — в Центре перинатального здоровья.

Научные инновации
— Научно-исследовательский подход необходим для работы в вашем коллективе?
— Сложный вопрос… У нас заниматься наукой предложено каждому, но делают это далеко не все. С одной стороны, в частной медицине врач сейчас имеет больше возможностей совмещать практику с наукой, работать с новейшими методиками и технологиями. У больницы с ОМС-финансированием задачи и возможности другие. С другой — речь о непременном написании кандидатских диссертаций не идет. Реально просто некогда: у некоторых наших специалистов бывают еще и ночные дежурства. «Чистой наукой» могли бы заниматься мои аспиранты, но они тоже врачи, им надо работать еще больше и учиться, и зарабатывать. Но одно безусловное общее правило у нас имеется: научные статьи, последние исследования читают все сотрудники, потом обмениваемся мнениями. Всегда сообщаем друг другу о новых интересных публикациях. Иначе работать невозможно.

— Какого рода исследования ведутся вами сейчас, по каким направлениям?
— Основное направление понятно: снижение уровня мертворождаемости, заболеваемости и смертности новорожденных в Томской области за счет внедрения новых перинатальных технологий. В частности же, речь идет о профилактике плацентарной недостаточности у женщин из группы высокого риска, мониторинге состояния плода при осложненной беременности. Пытаемся усовершенствовать систему прогнозирования задержки внутриутробного роста плода, а также оптимизировать алгоритм ведения беременности и родоразрешения пациенток с гестационным диабетом.

Большая наука, как правило, неподъемна для малого предприятия, тем более в одиночку. Мы активно сотрудничаем с СибГМУ, Областным перинатальным центром, НИИ Медицинской генетики. Сейчас готовим большой совместный проект с Центральным институтом акушерства и гинекологии им. В.И Кулакова. Надеемся в апреле выиграть грант, тогда на ближайшие четыре года наша научная работа получит полное материальное обеспечение.

— Как происходит разработка и внедрение новых решений?
— Есть новые методики, о которых мы узнаем и стремимся быстрее их внедрить. К примеру, метод PRP-терапии — терапия плазмой, обогащенной тромбоцитами. Вроде просто, все косметологи это делают. На самом деле, создать 3 мл плазмы с концентрацией тромбоцитов в 5 раз выше, чем в норме — это и есть самое сложное. У себя в лаборатории клеточных технологий мы сначала учились делать взвесь тромбоцитов и возвращать их в плазму. Для этого и нужны лаборанты с высшим медико-биологическим образованием, врачи-биохимики, врачи-иммунологи. Применительно к нашей специализации PRP-терапию можно использовать в случаях привычного невынашивания и бесплодия, патологии эндометрия. Из практического применения нового метода рождается научная работа. Это одно направление. И второе — это уникальные разработки, наши идеи технологий, пока не существующих в России.

— Речь о вашем ноу-хау, приборе для круглосуточного мониторирования состояния плода? Что это за технология?
— Если коротко, суть ее в том, чтобы осуществлять наблюдение за сердцебиением плода дистанционно — с помощью прибора фонокардиографа, а также связанных с ним мобильного приложения (в виде ИИ-помощника) и программного обеспечения, которые синхронизируются между собой. То есть врач в любую минуту получит сигнал об изменении состояния малыша, где бы ни находилась будущая мама, что крайне важно для беременных женщин, проживающих в труднодоступных районах, а также во время эпидемий и пандемий, когда поход в больницу рискован.

— Имеются ли у вашего прибора аналоги? 
— Полных аналогов в мире нет. Преимущество нашей разработки в том, что оборудование может использоваться круглосуточно и обходится в разы дешевле по сравнению с другими подобными методами. Если прибор не ударят, не сломают, его можно спокойно передавать следующим пациенткам. К тому же система с искусственным интеллектом помнит, какие исследования уже проведены, реагирует на вопросы пользовательницы. При высоком риске, если сердцебиение плода не прослушивается, искусственный интеллект в мобильном приложении сразу направит ее к врачу.
В Томской области это актуально, к примеру, для жительниц удаленных поселков: им проблематично посещать гинеколога регулярно. Через нашу систему все КТГ (записи сердцебиения плода) автоматически круглосуточно загружаются в базу, доступ к которой есть у лечащего врача. И, если появилась угроза серьезных последствий, он дает сигнал женщине, что на этот раз приехать необходимо, причем срочно. Конечная цель — снизить количество случаев, когда женщина поступает в стационар слишком поздно, когда плод уже в тяжелом состоянии. То есть речь о профилактике отрицательных исходов в группе высокого риска, а это около 10% от всех женщин.

— Как новую технологию оценило экспертное сообщество, каков потенциал внедрения такого прибора на территории всей России?
— Проект реализуется при содействии областного департамента здравоохранения и Фонда содействия инновациям. Он поддержан на всех уровнях, и у себя в ЦПЗ мы эту систему уже используем. Работает она стабильно и хорошо. Пока прибор применяется в дополнение к стандартным протоколам ведения беременности. Но как только он получит регистрационное удостоверение, томская технология имеет перспективы распространения на всю страну.