04.07.2022

Аромат для счастья

В 2004 году ученые Линда Бак и Ричард Аксель получили Нобелевскую премию, доказав, что люди могут распознавать и запоминать около 10 тысяч различных запахов. Позже неврологи установили сильную связь между обонянием и памятью — а именно между передним обонятельным ядром мозга и гиппокампом, который отвечает за создание новых воспоминаний. Это подтверждает, что все ароматы, которые мы слышим, вызывают в мозге связи с эмоциями и прожитыми моментами. А значит, при нанесении они способны изменить наше самочувствие и восприятие мира.

young-woman-applying-perfume.jpg

Впрочем, то, что запахи оказывают довольно глубокое влияние на человека, было замечено еще издревле. Гиппократ, а в последствии Гален, Авиценна и их последователи активно использовали в своих рецептурах ароматические экстракты и эфирные масла. Не отставали и азиатские страны. Об отношении китайцев к ароматам можно судить по письмам философа Ван Вей (618 – 907 гг.): «Ароматы действуют на тебя очищающе и восстанавливающе, укрепляя твою энергию и наполняя твои мысли спокойствием и умиротворением». По мнению индийских врачевателей, ароматы раскрывают душу и настраивают ум. При строительстве некоторых храмов в Индии в раствор добавляли эфирные масла согласно тайным рецептам. Это не только способствовало дезинфекции воздуха в помещении, но и создавало атмосферу прохлады, покоя, раздумья и медитации.

Удивительные свойства запахов и их влияние на поведение человека легли в основу современного сенсорного маркетинга. Одно из его направлений — аромамаркетинг — занимается подбором ароматов для продвижения определенной продукции, а также создания у покупателя ассоциаций с конкретным товаром или брендом. Все потому, что, согласно исследованиям, приятный запах побуждает к покупке примерно 84% людей, при этом человек в разы лучше запоминает аромат по сравнению со зрительным и тактильным восприятием того или иного предмета. У большого количества покупателей ощущение от конкретного запаха сохраняется даже через год.  

«Таблетка» для ментального здоровья
Сегодня люди, испытывающие постоянное состояние стресса и тревоги в стремительно меняющихся условиях, ищут все новые способы успокоиться. Поэтому парфюмерия и косметика все чаще используются в том числе как инструменты улучшения ментального здоровья. Так, в течение последних нескольких лет в парфюмерии (в том числе интерьерной) можно встретить такой термин, как «функциональный аромат». В 2019 году, на конференции Global Wellness Summit, эксперты даже назвали их одной из главных велнес-тенденций с огромным потенциалом в будущем. 
Сама концепция «функциональных ароматов» строится на основополагающих принципах ароматерапии: натуральные эфирные масла и абсолюты содержат соединения, которые непосредственно влияют на наш мозг и активируют биохимические процессы в нем, таким образом успокаивая нас или, наоборот, помогая нам концентрироваться. Например, компания Takasago, проводившая исследование, посвященное влиянию запахов на точность набора текста, установила, что запах лимона помогал участникам эксперимента сократить число опечаток на 54%; запах жасмина — на 33%; запах лаванды — на 20%. 

Как уже отмечалось, функциональные ароматы многолики: это может быть специально созданная композиция для отеля, которая призвана вызывать у гостей ощущение спокойствия, комфорта, домашнего уюта. Это же узнаваемый аромат магазинов популярной марки одежды. И это же духи с успокаивающим ароматом.

Спокойствие, только спокойствие
Особенно востребованными функциональные ароматы, способные работать на благо физическому и психологическому самочувствию человека, оказались в пандемию. На карантине слишком шлейфовые парфюмы внезапно остались не у дел, так как утомляли многих девушек, постоянно пребывавших дома. А еще все увлеклись правильным питанием питанию, фитнесом, ментальным здоровьем и медитациями. Парфюмерные бренды чутко отреагировали на это: Maison Margiela выпустил умиротворяющий аромат Matcha Meditation, а Initio Parfums представил расслабляющий и придающий уверенности в себе Musk Therapy с белым сандалом. 

a896fb766a84557d9bf6fb66763c3e52_1920_KR.jpeg

Но, пожалуй, ярче всех отличился экспериментальный бренд The Nue Co, воплотивший концепцию «современной, научно подтвержденной ароматерапии». У его основательницы Джулс Миллер собственный взгляд на ароматы: все они должны приносить практическую пользу здоровью и эмоциональному состоянию человека. Естественно, поклонники велнеса и духовных практик приняли такой подход на ура. 

Первый парфюм, который так и называется Functional Fragrance, был создан для марки парфюмером Фрэнком Фоэклем с учетом аюрведических рецептов — для восстановления сил после сильного стресса.  Клинические испытания подтвердили: уже через полчаса после нанесения Functional Fragrance все тестируемые отмечали, что признаки стресса становятся менее выраженными. 

Следующим хитом The Nue Co стал парфюм с фитонцидами Forest Lungs. Действительно, ведь прогулка по лесу — самая простая антистресс-терапия, которую только можно придумать, а для кого-то она является и одной из форм медитации. Фитонциды — природные антисептики, выделяемые некоторыми видами деревьев и трав, нормализуют мозговое кровообращение, успокаивают нервную систему, помогают предотвратить бессонницу и неврозы. 

Наконец, функциональную троицу замыкает бархатистый, перечный и свежий парфюм Mind Energy, призванный побороть «туман в голове», недостаток внимания и низкую продуктивность. 

Это точно работает?
Хотя в основе новой концепции и лежит благотворное влияние аромата на мозг человека, функциональные ароматы — не то же самое, что ароматерапия. Тонкая грань между этими направлениями — в составах. Если в классической ароматерапии используются только натуральные эфирные масла высокого качества, то формулы функциональных ароматов могут содержать и синтетические компоненты, и смесь из синтетики и натуральных масел. Поэтому для терапевтических целей они не годятся, но, как и любой парфюм, действительно могут придать определенное настроение. Их принцип действия основан на краткосрочном и быстром воздействии на обонятельную систему. Однако без индивидуальных факторов не обойтись — у всех очень разное восприятие одних и тех же запахов. Например, одним лаванда дарит успокоение, а у других — стимулирует выброс энергии. Вот почему так важно найти свой аромат, и, конечно, поверить в его работоспособность.