03.05.2021

В путь за мечтой

Имя Ниджат ему дала мама. В переводе с азербайджанского оно означает «спасение». И судьба распорядилась так, что именно спасение и восстановление улыбок пациентов стало призванием талантливого доктора с колоритной внешностью топового турецкого актера. 

9A4A7261_web.jpg

Обращаясь в стоматологию «ЗубОК» люди знают: всё точно будет Ok, ведь клиника и весь лечащий состав находятся в крепких и надежных руках ее молодого, но очень опытного стоматолога и главного врача — Ниджата Давудовича Мустафазаде. Пациенты готовы расхваливать его часами, а сам он искренне, как ребенок, радуется, когда видит, что все рекомендованные им профилактические меры соблюдаются идеально и никакого вмешательства не требуется.

Нашему герою недавно исполнилось 30 лет. В прошлом профессиональный спортсмен и член сборной России по пауэрлифтингу, сегодня он увлекается кроссфитом, занимается самопознанием и саморазвитием. 

— Ниджат, как ваша семья оказалась на томском Севере? Каково было вам, ребенку, так резко попасть в суровые сибирские края?
— Скажем так, условия жизни вынудили. Мне лично было трудно, если честно. Даже вспоминать об этом не очень хочется. В 2000 году мы переехали в Стрежевой, потому что у отца была там работа. Я окончил стрежевскую школу, а в 2009 году приехал в Томск и поступил в СибГМУ. Безмерно благодарен своим родителям за поддержку, они сделали всё, чтобы дать мне образование. Ну а потом я их сюда перевез, так что теперь мы все территориально снова живем рядом друг с другом. Для меня важно, чтобы близкие были рядом.

— Спортом вы начали заниматься там же, в Стрежевом?
— Да, лет в 10, когда переехал. Причем как у типичного кавказца (Улыбается.) все началось с вольной борьбы, а потом перешел в пауэрлифтинг. Вообще, это интересно получилось: отец (мастер спорта по борьбе) хотел отдать нас с братом на бокс. Но то ли мы по возрасту не подходили, то ли мест не было — тренер нам отказал. Поэтому папа отвел нас в тренажерный зал неподалеку. 

9A4A7359.jpg

— А почему карьеру спортсмена не стали продолжать? У вас же были отличные результаты, вы даже в состав сборной России вошли.
— Как у каждого спортсмена, у меня был стимул и цель — выезд за границу на Чемпионат Европы. Я на него попал — мы поехали в Англию, я занял 3-е место. И после этого запал у меня как-то исчез — видимо, гештальт закрылся. А может, к этому времени я уже понял, что то, чем я занимаюсь, нужно как-то монетизировать. Спорт же приносил только расходы. Поэтому, возможно, я его оставил.

— Вы сами буквально вчера стали папой во второй раз. Чему вы, как отец, считаете необходимым научить своих сыновей?
— Знаете, мне кажется, родители вложили в нас с братом и сестрой правильное воспитание. И мне в этом смысле хотелось бы, чтобы те верные принципы и ценности, которым научили меня, передались и моим детям. Из основополагающих — уважение к тем, кто тебя создал и воспитал. Иногда кажется, что современному обществу этого как будто не хватает. Еще уважение, честность, любовь к близким людям, к своему окружению. 

— А какие человеческие качества для вас самые важные? И каких людей вы в своем окружении не терпите?
— Я люблю искренних людей, настоящих. У меня очень широкий круг общения. Но вот так, чтобы сесть и с кем-то по душам поговорить, — их буквально единицы. Искренние люди всегда «в моде», скажем так. Те, что без какой-то корысти с тобой дружат, — не за условную скидку в стоматологии. (Улыбается.) И еще одно важное для меня качество — пунктуальность. Сам стараюсь таким быть и требую этого от других. У меня «пунктик» на пунктуальности. (Смеется.) К примеру, когда мы с друзьями в кино идем, все обязаны быть вовремя, чтобы успеть посмотреть видеоролики перед сеансом. 

— Ниджат, медицину вы сразу выбрали в качестве профессии? 
— Не сразу. В 9-м классе было разделение на специализацию, и я выбрал юриспруденцию — за компанию со своими товарищами. Лишь в середине 11-го класса понял, что все-таки мне близка медицина и особенно стоматология. Мне она подходит, я чувствую себя в своей тарелке. Я на приеме создаю такую обстановку, чтобы пациенту со мной было комфортно, умею пошутить, разрядить напряженную атмосферу. Наверное, любовь к людям, стремление им помочь и привели меня в стоматологию. 

9A4A7263.jpg

— Как вы относитесь к пациентам, которые приходят к вам на прием уже с «готовым видением» процесса лечения? Наверняка вам такие попадались.
— Я считаю своим долгом объяснить любому пациенту, в чем первопричина проблемы, с которой он обращается. Ведь даже простая пломба сама по себе не выпадает. Работать по принципу «ямочного ремонта» — не для меня. Мы выявляем патологию, причину заболевания, я объясняю пациенту, какое лечение необходимо и почему, и какими могут быть последствия. Вопрос всегда в том, как сам человек видит эту проблему. Он может считать ее маленькой и незначительной, поэтому когда узнает стоимость лечения — конечно, остается в шоке. Но я стремлюсь воспитывать в своих пациентах верное и внимательное отношение к своему здоровью. 

— Кто ваш «идеальный» пациент?
— Это тот, кто подходит к лечению осознанно и очень ответственно, соблюдает все рекомендации. Пациент, который действительно готов разобраться в первопричине своей проблемы. И на данный момент в моей практике встречаются в основном сложные случаи стоматологических заболеваний, требующие комплексного подхода и серьезного планирования лечения. 

— Как вы оцениваете отношение россиян к своему стоматологическому здоровью?
— Я бы сказал, что стоматологическое воспитание в России практически отсутствует. Вы наверняка замечали, в американских фильмах бывает момент, когда семейная пара вместе чистит зубы перед зеркалом утром или перед сном. То есть это неотъемлемая часть их жизни. Так и должно быть. А у нас мало внимания уделяется профилактике — и в семье, и на государственном уровне. Это одновременно настолько простая и сложная проблема. С одной стороны, все знают, как правильно чистить зубы и как часто это нужно делать. Но не все этой необходимой привычке следуют.

— Уже два года вы являетесь главным врачом клиники «ЗубОК». Как вы на эту должность попали в таком юном возрасте? Есть ли у вас ближайшие карьерные планы?
— Мне в некотором смысле повезло, потому что я очень рано начал практиковать, примерно с третьего курса мединститута. Я тогда работал ассистентом врача-стоматолога, который в меня как-то очень верил, и мы договорились, что своих пациентов (в основном это были мои друзья-студенты) я буду лечить сам. Сейчас я провожу терапевтическое лечение, занимаюсь протезированием. А с открытием второго филиала клиники, которое состоится в ближайшее время, я буду вести планы лечения пациентов и брать на себя более объемные работы по протезированию. Ну, а если заглянуть в будущее, хотелось бы заниматься обучением. 

— Что для вас значит быть главным врачом?
— Отвечать за каждого врача и каждого пациента нашей клиники. Если консультацию или лечение проводит новый врач, мое присутствие на них обязательно. Очень важны точная диагностика проблемы и грамотное планирование лечения. Моя задача — держать все под контролем.

— Вы самостоятельно команду подбираете?
— Обязательно. Команда для нас очень важна. В этом смысле у клиники «ЗубОК» есть жирный плюс — дружный коллектив. Это большая заслуга наших директоров, я им за это очень благодарен. Когда к нам приходит специалист, мы, во-первых, смотрим на его профессиональные качества. А во-вторых, он должен быть хорошим человеком. Если понимаем, что он вхож в нашу «семью», значит — он наш, и мы готовы предоставить ему достойные условия. Я считаю, что врачи должны зарабатывать пропорционально их труду, потому что это очень сложная профессия, с повышенным риском эмоционального выгорания. 

— А кто рядом с вами в моменты неудач (они ведь бывают у всех), кто вас подбадривает, верит в вас?
— Сейчас самый близкий мой человек, который мне реально помогает в трудностях — это моя жена Гюнель. Она хоть и моложе меня, но очень мудрая.

9A4A8215.jpg

— Как вы познакомились?
— Познакомились в Азербайджане, на свадьбе моего двоюродного брата, я ее там впервые увидел. А дальше пришел к своим родителям, сказал, что у меня серьезные намерения, мне эта девушка понравилась. По нашей традиции, мои родители должны были обратиться к ее родителям, чтобы те спросили, согласна ли Гюнель со мной встретиться и начать общение. Мы гуляли, дружили. Она жила там, в Азербайджане, а я был студентом, и чтобы купить билет, подрабатывал охранником в магазине. Улетал к ней, может, на месяц, а потом обратно. Так четыре года пообщались и поняли, что готовы стать семьей. 

— Считаете ли вы, что счастье не зависит от внешних обстоятельств (славы, денег, карьеры)? 
— Я считаю, что оно не должно зависеть от кого-то или от внешних факторов. Иначе можно всю жизнь быть несчастным. Счастье — внутри. В каждом из нас должна быть своя какая-то коробочка со счастьем, которую мы открываем…

— Что в вашей коробочке? Из чего она сделана?
— Это секрет. (Улыбается.)

— Что для вас главный стимул в вашей профессии? Деньги? Карьера? Признание?
— Сейчас это профессиональный рост. Я пока не постиг стоматологического «дзена» и хочу развиваться, быть лучше. А если думать только о деньгах, рискуешь потерять в качестве. В последнее время выкладываю свои работы на суд коллег (есть специальный стоматологический форум, где порядка 160 тысяч подписчиков, из них около 60% практикующие врачи). Это колоссальный стимул — нужно быть готовым к любым вопросам и очень детальному, пристальному разбору. Меня радуют результат моей работы. Бывает, я на ночь листаю фото и с чувством выполненного долга засыпаю. (Смеется.) 

пер. Урожайный, 29/1, тел.: 48-31-25, 50-89-82, skzubok.ru, @skzubok, @dr.nidzhat