30.03.2020

Принципы жизни первой скрипки

Он живет и работает в двух городах — Томске и Новосибирске. В нем уживаются любовь к самому утонченному, капризному инструменту — скрипке и азарт заядлого спортсмена. Представляем читателям Семена Промое, концертмейстера Томского академического симфонического оркестра, лидера нового коллектива филармонии — струнного квартета «Фаэтон», и его размышления о жизни в музыке и музыке в жизни.

IMG_0532.jpg

К музыке я пришел через… спортивный лагерь, в котором с удовольствием проводил каждое лето. Всегда, сколько помню себя в детстве, что-то напевал, чем и обратил на себя внимание педагога по скрипке, которая по воле случая оказалась в то же время в том же месте. Внимательно меня рассмотрев, она сказала: «С такими пальцами только на скрипке играть!» Не знаю почему, но эти слова меня зацепили. С этого всё началось.

Сказать вслед за многими коллегами, что музыка лишила меня детства, я не могу. У меня было прекрасное детство — репетиции, поездки, концерты. На музыку я тратил очень много времени. Но это не мешало мне в перерывах между занятиями и выступлениями жить полноценной «дворовой» жизнью мальчишки-подростка. 

Пунктика беречь руки у меня нет. Я регулярно занимаюсь в тренажерном зале, играю в баскетбол. Только стараюсь при физических нагрузках повнимательнее относиться к пальцам левой руки — той, что требует владения мелкой моторикой при игре на скрипке. Из тех же соображений завязал с боксом, но самостоятельно на боксерском мешке время от времени занимаюсь. Беречь руки нужно, но без фанатизма. 

Приглашение стать концертмейстером томского оркестра зацепило меня возможностью работать с хорошими людьми. Команда у нас замечательная. Нередко в оркестрах кипят страсти, склоки, музыканты объединяются друг против друга инструментальными группами. В Томске такого нет. Все заняты делом, а не выяснением отношений. Мы — сплоченная команда, которая работает на общий результат. 

Самое сложное в работе концертмейстера — быть в позиции человека, который довлеет над другими, подчиняет своей воле и «закручивает гайки». Концертмейстер, как руководитель, время от времени вынужден так поступать. Мне это категорически не нравится. Наверное, потому я никогда не мечтал и не мечтаю встать за дирижерский пульт. Мне комфортнее быть другом, коллегой, а не начальником. 

Жизнь на два города дает дополнительный стимул и заряд энергии. Раньше я планировал свой день по часам. Теперь — предстоящую неделю и по минутам. Такой жесткий график морально давит, зато мобилизуешься и успеваешь в два раза больше.

Дружба в творческой среде возможна. Если вы — разумные люди, которые не теряют чувство реальности. Я пришел не в чужой для меня коллектив: с половиной оркестра был знаком еще по новосибирской консерватории. Когда приехал в Томск, довольно быстро познакомился и сдружился и со второй его половиной. 

Перебираться в Москву я не хочу. У меня плотный концертный график, я много выступаю в филармониях Сибири, имея счастливую возможность играть сольно и с оркестрами. Сейчас у меня появился струнный квартет «Фаэтон». Вместе с музыкантами филармонии и моими друзьями Александром Штабкиным (альт), Мариной Рябовой (скрипка), Аленой Юрченко (виолончель) будем играть хорошую музыку. В следующем сезоне дадим серию ночных концертов, в задумке еще несколько проектов, которыми вас удивим. А пока ждем всех 29 апреля на нашем сольном концерте «Музыка хорошего настроения».

На вопрос о том, чего больше в скрипке — души или разума, всегда отвечаю: «Конечно, души!». 

Разум, скорее, это про рояль или орган — более «объективные» инструменты. Скрипка — инструмент субъективный, личный. У каждого музыканта она звучит по-разному, как человеческий голос. 

Понимание, что у меня всё получается, не пришло до сих пор. Совершенствовать свое мастерство можно и нужно бесконечно. Моя мама, профессиональная спорт-сменка, говорит: «Если взялся за какое-то дело, ты должен быть первым». Но и проигрывать иногда тоже надо уметь. Без поражений не будет побед.

Выдающимися музыкантами чаще становятся мужчины, потому что они могут себе позволить полностью отдаться профессии. Но это не значит, что у них по жизни забот меньше. Я, например, много и часто готовлю, помогаю жене с уборкой, с удовольствием сижу с сыном. 

В творчестве и в жизни я разный. Могу долго подбирать репертуар, репетировать часами, выстраивать длительную стратегию работы над конкретным произведением, концертом. В жизни я не так щепетилен. Не умею долго выбирать, заниматься однообразной работой дольше часа.

Быть лидером всегда и везде не хочу, мне этого хватает в работе. В дружеских компаниях роль массовика-затейника на себя не беру. А в семейной жизни по определению не должно быть лидера и солиста — только дуэт и равноправие.

В моей голове звучит музыка, которую я сейчас репетирую для концерта. Думаю, этим грешит большинство музыкантов. Главное — уметь переключаться после репетиции, если это тяжелое по настроению произведение. Минорные тона хороши для сцены. А жить нужно на мажорный лад.