05.06.2019

Читка: путь пьесы на сцену

Читки — любопытный жанр: еще не постановка, но уже и не простое чтение пьесы вслух. С их помощью можно оперативно представлять зрителям современные тексты или пробовать, стоит ли превращать материал в спектакль.

Интересно, что читки в Томске начались… с «Анны в тропиках», пьесы американца Нило Круза. Но к будущей постановке Александра Огарева та читка не имела никакого отношения. В 2011 году профессор ТГПУ и театральный критик Валентина Головчинер предложила попробовать новую для Томска форму, и артисты драмтеатра прочли зрителям историю о рабочих фабрики, крутящих сигары под чтение «Анны Карениной». Публике это понравилось, но в то время театральная жизнь города мало располагала к экспериментам. И новых читок пришлось ждать несколько лет.

Продолжились они в ТЮЗе, который в 2013 году возглавил режиссер Илья Ротенберг. Он выбирал для читок смелые современные пьесы, шокирующие консервативных зрителей. Персонажи «Путешествия Алисы в Швейцарию» Лукаса Бэрфуса просили об эвтаназии. В «Тайне» датчанина Томаса Ховальда на сцене были подростки и их мертвая мать. В «Двух дамочках в сторону севера» Пьера Нотта сестры отправлялись в путешествие, чтобы развеять прах матери. Все тексты потом обсуждались со зрителями. «Две дамочки…» настолько вдохновили зал, что переросли в репертуарный спектакль ТЮЗа.

читка открыто фото бочковой.jpg

В Драме с помощью читок представлял зрителям в 2014—2016 годах современную драматургию бывший главный режиссер Александр Огарев. Те работы больше можно назвать эскизами спектаклей — только читкой не ограничивались: звучала музыка или был видеоряд, рождались мизансцены. Отсутствие отрепетированности, некая незаконченность делали показы очень живыми. Зрители узнали о таких авторах, как шведы Юнас Хассен Хемири, Ларс Нурен, голландец Алекс Ван Вармердам. «Война» Нурена из эскиза доросла до спектакля. 

В 2018 году здесь же режиссер Андрей Черпин представил зрителям тексты российских авторов Екатерины Мавроматис, Ирины Васьковской, Константина Стешика.

Современную пьесу прочитать непросто
Сделать читку привычным делом и обращаться к максимально свежим текстам решила организация творческого процесса «ОткрытО».
— Жанр читки предполагает минимальное участие режиссера, — считает Дмитрий Гомзяков, режиссер и актер ТЮЗа, создатель проекта «ОткрытО». — Главное – представить драматургическое произведение, показать текст таким, как он есть. Одна из самых важных частей читок — обсуждение, разговор об услышанном.
В минувшем апреле на «БольшихОткрытОчитках», совместном проекте с ТЮЗом, в зале присутствовала автор текстов Светлана Петрийчук, которая призналась, что ее тексты «Во всем виноват Вайнштейн» и «Финист Ясный Сокол» в Томске были поданы максимально точно.

читка открыто солнечная линия фото плотникова1.jpg

Простор для воображения 
— Текстов много, — полагает Ольга Райх, актриса Томского ТЮЗа, создатель проекта «ОткрытО», — но действительно интересные попадаются не часто. Для артистов читка становится важной речевой тренировкой. Сегодня многие пьесы — это монологи, прочитать такие непросто, нужна хорошая дикция. Привлекает жанр и тем, что есть возможность посмотреть, как на текст отреагируют зрители. Нужно уметь находить грань между проживанием и донесением текста — только намекнуть на персонажа, а не сыграть его психологически по старой школе. 

Из многочисленных читок «ОткрытО» Ольге Райх особенно запомнилась «Солнечная линия» Ивана Вырыпаева:
— «Солнечная линия» удивительна тем, что в отличие от многих современных пьес она за несколько лет не потеряла актуальности. Так талантливо Вырыпаев ее написал. 
Именно «Солнечная линия» прошлым летом стала первым читаклем театра-студии Натальи Корляковой. Организаторами проекта были Ирина Малиновская и Михаил Пахомов (арт-студия «Золотое сечение»), партнером — Арт-бутик «Русский шарм». Этот проект познакомил с интересным текстом и позволил зрителям вновь увидеть на сцене яркий актерский дуэт Евгения Казакова и Татьяны Угрюмовой.

IMG_8170.jpg

Откуда взялся неологизм «читакль»
— Так называет читки пьес замечательная переводчица Ольга Варшавер, — объясняет Наталья Корлякова, заслуженный деятель искусств, художественный руководитель омского театра «Студия» Любови Ермолаевой. — Мне очень понравилось слово, я решила распространить его. Одно из главных условий читки — в ней должны участвовать СУПЕРАКТЕРЫ. Это как моноспектакль, основанный на тексте, — с таким жанром далеко не каждый справится. 

По ее мнению, читка — это возможность максимально быстро представить пьесу — иногда обращаются к написанному буквально на днях. Спектакль за такой срок не поставить, а для читки достаточно нескольких репетиций. Да и финансовой возможности воплотить на сцене все пьесы у режиссеров нет. Зато прочитать — задача реальная. Зрители же находят в жанре свой интерес: когда нет декораций, музыки, костюмов, есть простор для воображения и возможность «дополнять» услышанное в мыслях своими образами. 

— Сравнивать со спектаклем читку нельзя, это другой объем работы, репетиций. Хотя иногда оказывается, что первое впечатление о тексте самое верное, через трудности и поиски возвращаешься к первому варианту. Во время читки обычно именно он и звучит, — говорит заслуженный артист РФ Евгений Казаков. — Еще это возможность донести до зрителя текст в полной сохранности. К примеру, в «Солнечной линии» Вырыпаева есть обсценная лексика. В спектакле она исключена, а перед читкой можно заранее предупредить зрителей и прочитать, ничего не меняя. 

…Составить свое зрительское мнение о читках и их отличиях от спектаклей можно только «опытным» путем — побывав на нескольких и послушав.