01.04.2017

Контрольная для взрослых

Этот круглый стол мы решили организовать в связи с приближением важного для многих томичей события — выпускных экзаменов. Ведь кроме внешней романтической составляющей — прощание со школой как шаг в новую жизнь — есть непростые моменты, связанные с ЕГЭ, поступлением в вуз, поиском своего профессионального и жизненного пути…Что думают об этом наши эксперты, которые еще к тому же и мамы бывших и будущих выпускников, мы узнали из откровенного разговора с ними.

В беседе принимали участие:
1. Наталия Анатольевна Тренькаева, доцент кафедры генетической и клинической психологии ТГУ, практикующий психолог клиники «Идеале».
2. Эльза Ильинична Печерица, кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарного образования Томского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования.
3. Елена Георгиевна Соколович, мама 11-классницы, выпускницы 2017 года,владелица стоматологической клиники «Здрава».
4. Наталья Альтмаер, главный редактор журнала «Дорогое удовольствие».

Н.: В наше время у большинства выпускников ожидание такого радостного события, как выпускной вечер, омрачается невероятным нервным напряжением, связанным с ЕГЭ. Как можно помочь ребятам (и их родителям) в этой сложной ситуации? 

Е. Г.: Думаю, эта тема близка мне как никому — моя дочь Александра в этом году оканчивает 11-й класс, а потом планирует поступать в медицинский университет. Этот год не был очень легким для нее. Последнее время Шурочка стала более замкнутой, часто выглядит уставшей, порой я вижу, что у нее просто опускаются руки, настолько много всего — занятия, нагрузки, постоянные репетиторы. Вижу — загорелись глаза, а потом опять спад настроения, и вот такой маятник постоянно…

Э. И.: Согласна, что выпускной год — это действительно серьезное испытание для всех участников образовательного процесса: учеников, родителей и учителей. В этот сложный период актуальны не только усиленная подготовка к экзаменам, но и особенное, бережное отношение к детям — главным действующим лицам предстоящего события. Как мама считаю, что необходимо следовать рекомендациям психологов, которые утверждают: «Дорогие родители, как бы некогда вам ни было, каждый вечер подходите к вашему ребенку, находите добрые слова для него. Поговорите, обнимите. Например, простые массажные движения восьмеркой в области лопаток перед сном успокаивают, снимают стресс у детей».
Как учитель с большим опытом работы знаю, что именно от учителя должен исходить позитивный настрой, доброжелательный посыл для учеников: «Вот и пришла пора прежде всего показать самому себе, что я это могу». Основная стратегия во взаимодействии учителя и учеников — «не бояться, а просто готовиться, и мы с вами это делаем!». Сейчас учебники по всем предметам включают задания и упражнения, соответствующие формату экзамена. Уроки выстраиваются на основе деятельностного подхода, стимулирующего мотивацию, самостоятельность и познавательную активность. Поэтому, проходя обучение в начальной, основной и старшей школе, ребята накапливают достаточный опыт выполнения заданий, которые проверяют умения, требуемые на экзамене. Значит, панике перед экзаменами не должно быть места.

IMG_7615.jpgН. А.: Ключевая проблема у каждого ребенка во время ЕГЭ — преодоление стресса и волнения. Часто бывает, что родители хотят помочь ему, но сами находятся в нервном напряжении, переживая за своих чад. Иной раз спусковым крючком стрессогенного фона для выпускника являются именно родители, которые очень многого ждут от него: он должен сразу поступить в университет, успешно учиться, то есть соответствовать ожиданиям родителей. Порой дети не выдерживают и ломаются, и родители в этом случае должны занимать тактичную позицию. Если, например, к нам в клинику хотят привести ребенка на прием к психологу, мы прежде всего разговариваем со взрослыми: часто выясняется, что родитель сам может помочь, знает, что делать — просто он в стрессе и поэтому считает сложившуюся ситуацию безвыходной. Посмотрев на нее со стороны, он сам начинает понимать, в чем нужно пойти на уступки, а где проявить твердость. Еще хочется сказать, что родителям доступны многие формы поддержки своих детей, и одна из них — это объятия, в которых кроется намного больше, чем может казаться на первый взгляд. Объятие активирует в нашем организме целый комплекс сложных психофизиологических реакций, положительно влияющих на психо-эмоциональное состояние. Тактильный контакт стимулирует деятельность центральной нервной системы, повышает иммунитет и уровень гемоглобина в крови, гипоталамус головного мозга выбрасывает в кровь свой гормон — окситоцин, который называют гормоном радости и любви, что приводит к появлению хорошего самочувствия и положительного отношения к миру. А потом на основе этого позитива мы можем начать решать сложные дела. Родителю нужно попробовать стать добрым проводником в мир взрослых, отойти от роли истерической мамки, и тогда обнаруживается, что внутри ситуации всегда есть множество решений. 

Н.: Как современные ученики решают сегодня вопрос о выборе своей будущей профессии? В какой степени, по вашему мнению, родители могут и должны участвовать в этом процессе?

Е. Г.: В нашей семье идти в медицинский стало уже традицией. Но все-таки хорошо, что сегодня образ врача стал более привлекательным для молодежи. Сейчас в Томске появилось много клиник современного уровня, дочь, побывав в одной из них, сказала: «Мама, как здесь красиво, в такой больнице и я бы работала». Пошли с ней к врачу — та симпатичная, с прической, аккуратная, приветливая. Шурочка мне опять говорит: «Мама, ну таким врачом я тоже хочу быть!» Насколько мы все разные! Когда я в свое время пошла в медицину, мне нужно было всех спасать, всем помогать, а в дочери я вижу совсем другое. Я старшего своего сына заставила пойти в медицину, буквально топая ногой. Он учился сначала без особой охоты, после окончания вуза пришел к нам в клинику, и я видела, что первые полгода он просто присматривался. Но тут я сломала ногу, и ему пришлось взять на себя руководство клиникой. Полгода мы с ним ежеминутно были на телефоне, но за это время он прошел настоящую школу. Сейчас он прекрасный стоматолог, любит свое дело, получает удовольствие от него. Выходит, был момент, когда я на него надавила, и все в итоге сложилось к лучшему. Но вот на дочь я так сильно не могу давить... Уверена, важно определить, что именно подходит ребенку, чтобы не ошибиться и чтобы он в будущем был счастлив.

IMG_7788.jpgЭ. И.: Мой родительский и педагогический опыт показывает, что суета вокруг ЕГЭ в старших классах отнимает у всех нас что-то очень важное, мы не можем рассмотреть многих талантов в ребенке и помочь ему увидеть это в себе. Стремление срочно определиться с выбором профессии заставляет как детей, так и родителей мыслить стереотипами. Поэтому по-прежнему «работают» убеждения, что стать успешными могут лишь экономисты, юристы и т. д. А значит, решения о выборе экзамена, а затем и места (направления) дальнейшей учебы принимаются поспешно.
Так, например, мои старшие дети, окончив вуз, продолжили свой профессиональный путь по совершенно другим направлениям. Они востребованные специалисты в Санкт-Петербурге — сын в музыке и звуковом дизайне, дочь — по флористике и арт-дизайну. Младшая дочь в этом году заканчивает магистратуру и параллельно успешно осваивает индустрию красоты. А младший сын, первокурсник ТГУ, для которого в школе чтение было обузой, погрузился в освоение классической и современной литературы, самостоятельно осваивает иностранные языки. Теперь я уверена в одном: если в ребенке живет творческое начало — неважно, дизайнера, музыканта, стилиста — оно все равно прорастет, как бы родители ни пытались направить его в другое русло.

Н. А.: Я согласна, что мнение родителей, их советы, поддержка, большой жизненный опыт очень важны для каждого ребенка. Ему нужно «встать на плечи своим родителям», и тогда он может стартовать быстрее. Есть мнение, что юноша или девушка может сам точно знать свой путь и свое предназначение в 17 лет, но это не так. Это иллюзия. Поэтому желательно прислушиваться к мнению родителей, учитывать их опыт, пользоваться родительскими ресурсами и быть им благодарными.

Н.: Последнее время социологи приводят довольно тревожную статистику: нынешнее поколение детей, во многих вопросах даже более «продвинутое», чем их родители, довольно инфантильно и часто пассивно в отношении своего будущего. Вы согласны с этим мнением?

IMG_7555.jpgЕ. Г.: Я не думаю, что это утверждение соответствует истине, и сужу я об этом на примере класса моей дочери. Почти все ее одноклассники уже определились, куда пойдут учиться. Я даже задавала вопрос их классной руководительнице: «Современные дети — какие они?» Она мне ответила: «Целеустремленные». Сегодняшнее поколение знает, куда идет, думает о своем будущем. В школе Шурочки постоянно проводились различные тестирования по поводу выбора учениками будущей профессии, с ними занимались педагоги, постоянно общались психологи и эксперты. Хорошо, что сегодня у них много положительных примеров перед глазами, море информации, они постоянно слышат о появлении новых и интересных профессий, могут ориентироваться в реалиях и потребностях жизни в современном мире. В этом им даже больше повезло, чем нашему поколению.

Э. И.: Чем старше становятся наши дети, тем чаще мы с мужем слышим от них слова благодарности за то, что в свое время мы убедили получить высшее классическое образование, после которого они пошли своей дорогой. Образование — это ценность. Всегда должна быть золотая середина между мнением родителя и желанием ребенка. Но в любом случае дети не обязаны быть исполнителями мечты родителей. Еще я глубоко убеждена, что помочь понять свои таланты, свои ресурсы, четко определиться, чем именно они бы хотели заняться, должна и наша школа. Это замечательно, что современное школьное образование не только декларирует, но и осуществляет замечательную стратегию — учим не ВСЕХ, а КАЖДОГО! Опирайтесь на лучшее в человеке, ищите это лучшее в каждом ученике, который должен видеть, что он интересен учителю, понимать, что, даже делая ошибки, он идет по пути развития. Школа должна учить, как стать хорошим человеком, отцом, мамой, ценным специалистом. Вот эта задача очень важная.  

Н. А.: Родитель не должен перекладывать ответственность за серьезные принципиальные решения на плечи своего ребенка, а потом говорить: «Ну, ты же сам так хотел и решил!» Перед нами, родителями, стоит очень важная жизненная задача — взрослеть вместе со своими детьми и учиться выстраивать с ними зрелые, «взрослые» отношения сотрудничества, взаимовыручки и взаимного уважения. В этом и заключается высокое искусство быть родителем.  

Е. Г.: Я считаю, что главное — в умении слушать и слышать своих детей. Благодаря этому дети полностью будут доверять взрослым, знать, что прежде всего в своей семье они всегда получат помощь, поддержку и что их всегда поймут. Мы должны показывать, что верим в их силы. А наши дети должны всегда помнить, что любовь родителей — это самое ценное и важное в их жизни.