12.11.2017

Частное мнение | Анна Карпова

Анна Карпова.jpg

Анна Карпова, социолог

Дорогим Удовольствием было слушать рассказы отца о том, как «изобретательность природы» искушает человека, заманивает его в сети познания невообразимых тайн и загадок и приводит на путь великого «научного приключения». 

Одно из самых ярких впечатлений, которые я испытала, уже будучи совсем взрослым человеком, — это вид папы в мантии и академической шапочке, шагающего в колонне профессоров ТПУ. Помню, меня просто «разрывало на части» от гордости и желания быть рядом с ним, тоже в профессорской мантии и шапочке. Я даже попыталась примерить академические регалии, но строгий возглас отца меня остановил: «Вот защитишь диссертацию, тогда и примеришь!». Ух, какой же сложный и удивительный путь ждал меня к получению этого Дорогого Удовольствия!

Но начался этот путь намного раньше. Сколько себя помню, всегда хотела стать профессором. Объяснение этому довольно простое. Гены наложили отпечаток на выбор жизненной траектории и склонность к научно-исследовательской работе. А еще — та атмосфера, в которой я росла. Как устроен этот огромный, изумительный мир, я узнавала из рассказов отца, который, будучи физиком, находил простые и ясные объяснения для ответа на самые трудные мои вопросы. Впечатление усиливали дискуссии его друзей-физиков во время праздничных застолий, которые мне ужасно хотелось дослушать. Но так как эти разговоры переваливали далеко за полночь, детей, как и полагается, отправляли спать «на самом интересном месте». 

Вооружившись накопленными эмоциями, родительской уверенностью в моих талантах и созданными воображением стимулами моего мечтательного мира, я устремилась к поиску своего «научного приключения». Несмотря на то, что в процессе поиска я несколько удалялась от первоначального замысла, это была не «измена» мечте, а накопление опыта и навыков.

Сразу после школы я прошла по конкурсу в театральный институт, но потом резко передумала и поступила на журфак. В итоге журналистика стала для меня надежным ремеслом, которое впоследствии пригодилось в научно-исследовательской работе. Путь в профессию считаю Дорогим Удовольствием, потому что он свел меня с настоящими Мастерами, каждый из которых — в моем сердце.

Хаос 90-х поставил перед необходимостью выживания, причем не только в переносном, но и в прямом смысле, потому что те годы я жила на Дальнем Востоке. Заработать журналистикой практически было невозможно, зато границы соседних государств были так близко, а предпринимательский бум только начинался. Дорогое Удовольствие того времени — это хрупкие успехи в предпринимательстве, годы, научившие риску, свободе, уверенности в себе и способности изменяться, перестраиваться, двигаться в потоке перемен. Но 1998 год перевернул все. И потянуло на родину, в Томск. Вот тут-то мой петляющий путь к мечте наконец-то плавно вписался в «новый поворот», за которым меня ждали поразительные «научные приключения» и самое Дорогое Удовольствие. 

Уже осознанно приступив к исследовательской работе, я определилась со своими научными интересами и преодолела «длинные ступени» научной карьеры. Всего за шесть лет я защитила кандидатскую и докторскую диссертации. В подобных случаях, когда получаешь огромное удовольствие от результатов своей работы, просто перестаешь думать о чем-либо другом. Просто перестаешь, и все. И ощущение того, что ты можешь создать что-то, что другим людям, которых ты зачастую даже не знаешь, помогает в понимании ситуации — Дорогое Удовольствие!

Но история на этом не заканчивается. До получения академических регалий практически «рукой подать». И, конечно, достижение мечты меня привлекает не меньше, чем новые «научные приключения», которые, как я поняла, стали самым главным стимулом для получения Дорогого Удовольствия!