27.06.2017

Игра в культуру и культура игры

С тех пор как в Томске открылась галерея «Орнамент», там регулярно проходят интересные и информативные мероприятия. Здесь не только можно приобрести уникальные вещи, сделанные руками томских мастеров и художников, — предметы интерьера, одежду, украшения, картины… В этом пространстве собираются и общаются «братья и сестры по разуму» — талантливые люди искусства и культуры, художники, бизнесмены…

IMG_3649.jpg

В «Орнаменте» все чаще можно попасть на выставки, презентации и разные тематические мероприятия, которые проводят там яркие личности не только из нашего города, но и из других городов России и мира. 
10 июня в галерее «Орнамент» культурный обозреватель многих российских СМИ, оперный и балетный критик Евгений Маликов презентовал свою новую книгу о балете «Я, враг балета. Опыт практической феноменологии. Книга об игре в культуре и о культуре игры».
Буду откровенна, не являясь экспертом или знатоком балетной хореографии, я получила высшее наслаждение от общения с одним из самых авторитетнейших балетоведов в нашей стране. С удовольствием поделюсь с читателями «Дорогого» размышлениями Евгения о красоте русского балета, об оперном искусстве как массовой культуре, о том, кого он сегодня считает величинами мира оперы и балета. Думаю, что эта информация будет интересна тем томичам, которые каждый раз заполняют залы в Томске на гастрольные спектакли балетных или оперных трупп, тем, кто хочет быть в курсе современного состояния русской и мировой музыкальной культуры.

От физика до музыкального критика
Евгений Маликов: По образованию я физик: окончил ТГУ, преподавал основы информатики и программирования, но однажды увлечение искусством классического танца, который покорил меня еще в детстве, и эстетическое удовольствие, которое я получал, глядя на прекрасных танцовщиц, заставило меня сменить свою привычную сферу деятельности на новое месте работы в Новосибирском государственном академическом театре оперы и балета — так в моей биографии началась карьера балетного и оперного критика. Позже перебрался в Москву, поближе к Большому театру, где печатался в известных изданиях — от критики в «Литературной газете» до статей в «Завтра». Работа в Московской государственной академии хореографии в издательском отделе — это были самые насыщенные и интересные годы в Москве, ведь здесь меня окружали самые красивые и грациозные дивы балета. (Улыбается.) 
Система «Свой-чужой» в балетном мире работает мощно, но моя естественная наглость, агрессивность плюс реальная любовь к балету и желание поведать всем о его красоте сделала меня своим в этой довольно закрытой среде. Рецензии, отзывы, критические статьи, монографии — так постепенно я стал заниматься культурологией и искусствоведением как научной деятельностью. В 2012 году появилась моя первая исследовательская монография «Мифы и танцы» для широкого круга специалистов в области театроведения.

Балет — игра, а я — ее болельщик
Опера и балет — это народные виды искусства, которые, оказывая на душу человека разное воздействие, по сути, имеют одну цель — восполнить нашу потребность в красоте, которую наш внешний мир зачастую нам не дает. Еще в одном из первых своих публицистических выступлений я сказал: «Если говорить про балет, то танец должен сохранять священный смысл. Только в повторяемости и неизменности его будущее, в самой его аристократичности — послание потомкам. Классический балет — последний бастион Консервативной революции… Мы забыли балетное чудо, а оно, тем не менее, в нас, даже когда мы об этом не помним… Сам балет подобно устремленный вверх танцовщице на пуантах, ориентирован строго вертикально. Он — воплощенный принцип иерархичности. Он — сложность и простота. Он — изысканная естественность. Он — сама жизнь в ее истинных формах. И борьба за неприкосновенность русского балета равна борьбе за единственное достойное бытие».

Презентуя свою новую работу «Я, враг балета. Опыт практической феноменологии», хочу отметить, что это книга не о балете, а об околобалетных битвах. Посвящена она Анжелине Воронцовой, самой моей любимой прима-балерине, так как первое свое балетное потрясение, пик эмоций я получил, когда увидел, как эта статная красавица еще в «Большом» вышла танцевать польку. После ее выступления я два месяца говорил только о ней… Сегодня она прима Михайловского театра — такая же особенная и уникальная, с потрясающим темпераментом — когда я был в Питере на ее премьерном «Корсаре», я испытал те же по силе эмоции.
В последней книге собраны все мои статьи за последние годы, упомянуты все известные танцовщицы балета, появившиеся за последние 10 лет в России и за рубежом. Центральное место в ней занимает моя переписка с Настей Соболевой, солисткой Михайловского театра, опубликованная с ее разрешения, разумеется, обо всех тонкостях и нюансах подготовки к главной партии в балете С. Прокофьева «Ромео и Джульетта». В целом эта книга об игре, в которой я — болельщик, понимающий все отношения в балетном мире, все его условности. 
Сегодня, когда в балете мною все пересмотрено, я хожу не на спектакль, а на своих любимых балетных фаворитов, кочующих по миру. Это Вячеслав Самодуров, маститый хореограф из Екатеринбурга, чей спектакль «Ромео и Джульетта» взял «Золотую маску», и худрук Астраханского театра оперы и балета Константин Уральский и его постановка «Андрей Рублев». Не могу не назвать совершенно феерического современного хореографа и танцовщика Начо Дуато, испанца, в творчестве которого нет интеллигентского авангарда: его балетный спектакль «Гнава» такой темпераментно насыщенный и яркий, что тебя прямо сдувает… Или взять итальянского хореографа Мауро Бигонцетти с его балетом «Караваджо» — это разорвавшаяся бомба!.. А улетный албанский хореограф-самородок современного французского балета Анжелен Прельжокаж — это высокое искусство от земли, эпатирующее народ!..

Развлечение для аристократов
Если вы хотите испытать сильное эмоциональное потрясение — надо идти в оперу! Опера — это реально круто, это развлечение для аристократов. Музыка гармонизирует и самих людей, и пространство вокруг них: очень важно, какая музыка звучит у нас внутри! Мы все понимаем, что нельзя ходить во фраке и любить нюхать клей! Сегодня куда ни приедешь, оперные залы всегда полные. Например, в венскую оперу можно даже просто прийти посмотреть внутреннее убранство здания: заплатите перед спектаклем 3-4 евро, и вы попадете в царство залов XIX века, стиля ампир и ар-деко, роскошных статуй и лепнины… Можно, стоя на самом верху, даже послушать оперу. Если вы не будете ходить в оперу, вы никогда не будете входить в высшие слои общества, так и будете толкаться в кругах левой интеллигенции, которая ходит на маевки и демонстрации.
Балет сегодня, я бы сказал, находится в состоянии поиска, а в опере много можно найти интересного — она неисчерпаема!.. Самый обожаемый мною из всех композиторов — Рихард Штраус, великий уникум, чьи оперы и музыкальные поэмы покоряют меня эмоциональным откровением, настолько он музыкален — классическая простота, спокойствие и гармония. Из ныне живущих классиков это, конечно, уникальный польский композитор и дирижер Кшиштоф Пендерецкий, произведения которого меня волнуют своей простотой в их изначальной барочности. Пуччини люблю за его лиризм в «Мадам Баттерфляй» и за сдержанность в «Богеме», под Вагнера можно пострадать, найти истоки духовности…
Можно сказать, что внешний мир мне удается постигать через танец, а через обожаемую мною оперу я гармонизирую свой внутренний мир.