04.05.2019

После бала…

6 мая — день, на который в 2019 году пришлось проведение Met Gala, — Бала Института костюма, традиционно предваряющего открытие тематической выставки в Метрополитен-музее. Самое первое мероприятие состоялось более 70 лет назад, еще в 1948 году, но фэшн-событием для всего мира оно стало лишь в 1974. Именно тогда бывший главный редактор американского Vogue Диана Вриланд разослала приглашения знаменитостям, повысила цену за вход сразу на три ноля и ввела особые правила поведения и дресс-кода.

met-gala-janelle-monae.jpg

Те, кто следит за фоторепортажами с этого события, знают, что костюмы для него создаются не просто по принципу «чем эпатажнее и фриковастее, тем лучше». У каждого Бала есть своя тема, на тему которой (какая гениальная тавтология!) и изгаляются, фонтанируют идеями дизайнеры и «отрываются» звезды, утомленные классикой оскаровской красной дорожки или максимальным минимализмом повседневных образов. В разные годы такими темами были роскошный Голливуд, панк, англомания, Восток, кубизм, религия — источники вдохновения организаторов поистине безграничны.

Осенью прошлого года официальная тема Met Gala получила название «Camp: Notes on Fashion». Вот опять, только подумаешь, что удалось запомнить название всех стилей и трендов, как на карте твоих модных знаний появляется новое белое пятно. Ну, что ж, поблагодарим тех, кто исследовал его за нас, проанализировал и внес в энциклопедию моды.

Итак, что за кэмп такой? Это понятие в мир моды ввела в 1964 году в своем эссе «Notes On Camp» Сьюзен Зонтаг, американская писательница, критик и режиссер. Ключевые элементы кэмпа — искусственность, чрезмерность, экстравагантность, ностальгия, ирония, старомодность и невинность, при этом сама Сьюзен утверждала, что «главная суть кэмпа — свергнуть с престола серьезность».

met-gala-katy-perry.jpg

Что можно понять из этих противоречивых утверждений? Кэмп не зависит от внешних факторов и является поистине вневременным явлением: это может быть и отсылка к помпезному Версалю и что-то, напоминающее творчество Энди Уорхола. Уж что-что, а фантазию этот стиль в жесткие рамки не запирает.

На сайте самого музея указывается: «Эссе Зонтаг очерчивает рамки нашей выставки, которая исследует, как элементы иронии, юмора, пародии, стилизации, выдумки, театральности и преувеличения находят свое выражение в моде».

met-gala-florence.jpg

Читать само эссе Зонтаг вряд ли кто-то захочет, хотя свое понимание кэмпа автор сформулировала «всего» в 58 пунктах. Приведем для примера лишь самые яркие и «говорящие» из них.

1. Кэмп — это женщина в платье из трех миллионов перьев.

2. Многое из того, что ценно для кэмпа — старомодно и устарело. Но то, что было банальным, со временем может стать фантастическим.

3. Андрогинность — один их величайших образов чувственности в кэмпе.

4. Отношение кэмпа к прошлому чрезвычайно сентиментально.

5. Кэмп презирает серьезность. Он игривый и антисерьезный.

6. Кэмп все видит в кавычках. Это не женщина, а «женщина». Не лампа, а «лампа». Воспринимать объекты и людей следует не буквально, а как играющих роль.

7. Кэмп — это прославление характера.

8. Кэмп — это эстетический опыт всего мира. Он воплощает победу формы над содержанием, эстетики над моралью, иронии над трагедией.

9. Кэмп предлагает комическое видение мира.

10.Окончательное утверждение кэмпа: это хорошо, потому что это ужасно!

 met-gala-ezra-miller.jpg

Спонсором выставки в этом году стал креативный директор Gucci Алессандро Микеле, чей творческий подход как нельзя лучше отражает идею кэмпа, а сопредседателями Met Gala — Леди Гага, Серена Уильямс и Гарри Стайлз — компания еще та! Что надо для кэмпа!

met-gala-billy-porter.jpg

Эпиграфом к каталогу выставки взяли цитату Оскара Уайлда: «Человек или должен быть произведением искусства сам, или носить произведение искусства». Удивительно точно, не находите? Сама выставка будет работать с 9 мая по 8 сентября. На ней будет представлено около 250 нарядов от 37 брендов, среди которых Christian Dior, Cristobal Balenciaga, Moschino и другие, а также объекты искусства XVII века и вещи, успевшие стать культовыми в наши дни.