07.05.2019

Благородство в камне

Он выглядит сурово, но на самом деле хрупкий, кажется холодным, но легко вбирает в себя чужое тепло – мрамор, почти обязательная часть дорогого интерьера, снова входит в моду.

terrance-03-h.jpg

Икона стиля Жаклин Кеннеди-Онассис любила повторять, что одеваться нужно, как «мраморная колонна», имея в виду элегантность, изысканность и простоту. Материалом для избранных мрамор был всегда. В Древней Греции дома строили из глины, но храмы только из мрамора. Статуи богов тоже были мраморными: древние греки считали их не символичными изображениями обитателей Олимпа, а оболочкой, в которую спускается Зевс или Артемида, когда им молятся, и она должна быть самой лучшей. 

primitive-console-022-b.jpg

Такое отношение к мрамору унаследовала и Римская империя: из всех ее пределов в столицу везли мрамор – самый драгоценный голубой, желтый, фиолетовый, зеленый и черный. Изобретение цемента перевернуло все: теперь стало возможным использовать мрамор не только в блоках, но и в тонких плитках как элемент отделки интерьера. Мрамор начали применять для облицовки пола и стен, а резчики по-прежнему изготавливали из него искусные предметы мебели и украшения.

Пик популярности мрамора пришелся на Ренессанс – его большими поклонниками были Медичи, но в середине двадцатого века красивейший камень оказался за бортом интерьерной моды. Из-за музейного флера мрамор начали считать выбором не аристократов, а мещан и в приличных домах отводить ему место разве что в ванных комнатах. 
Новая волна любви к мрамору началась совсем недавно, когда стало понятно, что благородный камень сочетается не только с роскошными отделочными материалами, но и с простыми и необработанными. Оказалось, что уместен он не только для каминного портала и колонн, но в любом стиле – от ар-деко до минимализма. 

espritnoir-ambient-08-h.jpg

Тонкие плиты желтого мрамора (например, индийского, сорта бидасар голд) можно монтировать вместе с внутренней подсветкой, и тогда он создает в комнате ощущение теплых солнечных лучей даже в самый пасмурный вечер. Зеленый мрамор, чарующий переливами цвета, самый пластичный и легко поддается обработке, поэтому из него часто делают небольшие предметы декора – вазы, часы, шкатулки и подсвечники.

Ценный розовый газганский мрамор – тот самый, которым отделаны некоторые станции московского метро – хорош узкими панелями-вставками на оштукатуренных под бетон стенах и делает нежнее интерьер в стиле брутализма. Белый мрамор (самый популярный каррарский из Тосканы) превосходно сочетается с любой древесиной – от ценных махагони до натурального тона хвои, и поэтому его очень любят мебельщики. С красным деревом мрамор обычно используется в классических предметах мебели, а со светлой древесиной – в современных и прекрасно вписывается в скандинавский минимализм. Черный мрамор, напротив, сочетается только с благородными породами древесины, а еще с золотом — он желанный гость в самых роскошных интерьерах. 

playingames-h-arcit18.jpg

За «идеальный» черный мрамор себя часто выдает габбро диабаз, расцветка у него обычно более равномерная, а сам он очень прочный, поэтому из него смело делают подоконники и напольное покрытие в общественных помещениях. Мрамор такой фамильярности не потерпит: на нем остаются пятна от пролитых жидкостей, будь то вино или кофе, он теряет блеск, если его очищать моющими средствами, да и вообще чувствителен донельзя, как и положено настоящему аристократу. Его могут позволить себе немногие. Впрочем, свою компанию мрамор никому не навязывает: как правило, все производители мебели в дополнение к коллекции из мрамора выпускают точно такую же, но из материалов попроще. Чаще всего это стекло или керамика. 

inkstone-04-washbasin-star-gold-news2016-h.jpg

Заменой мрамору может служить и гранит, который прочнее и не так прихотлив. Менее благородное происхождение дает о себе знать – на этом камне легко появляется ржавчина, поэтому использовать его  в ванных комнатах нежелательно, а мрамор с этой целью служит еще с Викторианских времен. Сейчас из мрамора делают не только классические раковины, но и современные, и экстравагантные отдельно стоящие умывальники. Правда, в отделке санузлов в восьмидесяти случаях из ста используется не мрамор, а притворяющийся им керамогранит. Хотя те, кто знает толк в роскоши, убеждены, что имитировать мрамор — такой же моветон, как и носить фальшивые бриллианты. Технически произвести искусственный камень с прожилками, визуально похожими на мраморные, просто, но обмануть ощущения гораздо сложнее. В подделке не будет живого блеска настоящего мрамора, в лучшем случае — бездушный глянец.