02.10.2018

«Наш Фигаро лечит души»

27 и 28 октября в НОВАТе пройдут премьерные показы оперы Джоаккино Россини «Севильский цирюльник». Режиссер-постановщик нового спектакля Дмитрий Белянушкин рассказал о работе над постановкой и своем видении знаменитого оперного шедевра.

Севильский цирюльник

— Я рад, что НОВАТ предложил мне поставить именно «Севильского цирюльника», поскольку оперы, которые мне приходилось ставить в последнее время, были трагическими — «Каменный гость», «Кармен», «Паяцы». Наконец-то я ставлю светлую, жизнерадостную оперу, в которой можно поозорничать.

— Чем вам интересна работа с таким популярным музыкальным материалом?
— У нас в стране знают и ставят преимущественно 10—20 оперных названий, и это касается как столичных, так и региональных театров. Приглашенный режиссер всегда предлагает название, которое привлечет публику — какой-то оперный хит. Мне нравится работать с такими всем известными сочинениями: как молодой режиссер, я могу позволить себе экспериментировать, по-своему интерпретировать «заслушанные» произведения, которые всем известны. Существуют сотни режиссерских версий таких опер, как «Севильский цирюльник», «Кармен», «Паяцы», и каждая их постановка — это серьезный вызов режиссеру. Нужно не перевернуть все с ног на голову в угоду своему замыслу, а вскрыть какие-то невидимые пласты, которые до этого никто из этого материала не вытаскивал, и показать их зрителю. Нужно решить, каким путем пойти: переместить действие оперы в пространстве и времени или оставить все как есть у авторов, но рассказать все абсолютно другим языком, чтобы эта история, оставаясь в той же эпохе и в том же месте действия, зажила и задышала по-новому.

— Что вы открыли для себя в известной опере Россини?
— «Севильский цирюльник» занимает одно из первых мест по популярности и частоте постановок. Лично я нашел в этом сочинении очень интересную для себя мысль: героям «Севильского цирюльника» Фигаро необходим — он связывает судьбы, соединяет людей. А ведь и в наше время очень не хватает живого общения — в реальном мире люди не знакомятся, это не принято, все общаются в виртуальном пространстве, сейчас век технологий, гаджетов. Наша история происходит в начале XX века, когда проникли в повседневность, и в том числе в медицину, разнообразные аппараты, машины. В опере есть такой персонаж, как доктор Бартоло, и мы посчитали, что если есть доктор, то у него должна быть клиника или лечебница, поэтому у нас появился санаторий доктора Бартоло, а в нем специальные лечебные аппараты. Фигаро работает в санатории, он не только цирюльник — он мастер на все руки, и занимается, в том числе, такими аппаратами. Однако люди приезжают в санаторий не столько за лечением, сколько для того, чтобы этот виртуозный Фигаро смог их познакомить, связать их жизни — курортные романы иногда имеют счастливый финал. В нашем спектакле лечение — это только предлог, люди хотят вылечить души, они нуждаются в любви, и Фигаро помогает им найти друг друга.

— Расскажите, как вы обычно выстраиваете работу над новой постановкой?
— Сначала я внимательно изучаю партитуру, анализирую музыкальную драматургию. Я должен понять эту историю, разобрать ее. Затем я начинаю смотреть всевозможные материалы, бывает, и не связанные с этой оперой, — это может быть поэзия, или еще что-то, что меня вдохновит. И когда я нахожу в произведении нечто «обжигающее», что меня беспокоит, теребит, у меня рождается замысел. Ко времени начала работы с художником, у меня уже есть четкое видение спектакля. Обязательно мы встречаемся с дирижером, проходим всю партитуру, делаем купюры, если они необходимы, обсуждаем темпы и интонации. Приходим к консенсусу, чтобы не было расхождений между режиссерским и дирижерским видением. 

— Как вы решили стать именно оперным режиссером и в чем вы видите специфику этой профессии?
— Сначала я выбрал профессию режиссера драматического театра, и окончил актерско-режиссерский факультет в своем родном Саранске. Но мне всегда был интересен именно музыкальный театр — я работал в оркестре музыкального театра и вообще с самого детства был погружен в эту атмосферу, поскольку у нас вся семья творческая, артистическая. Поначалу я старался убежать от этого — не хотел заниматься ни музыкой, ни театром. Но позже именно благодаря музыке и работе в оркестре, я все-таки пришел в театр, отучившись в ГИТИСе на факультете музыкального театра (мастерская народных артистов А. Тителя и И. Ясуловича). Я предполагал, что буду ставить и драматические спектакли, но опера — это планета, которая не до конца изучена, и в ней еще очень много загадок, в опере можно искать, раскапывать и находить великое множество артефактов.

Премьера оперы Джоаккино Россини в НОВАТе 27 и 28 октября  в 19.00. Билеты можно приобрести в театральной кассе, на официальном сайте НОВАТа, а также у наших партнеров.

Журнал «Дорогое удовольствие» — эксклюзивный информационный партнер Театра НОВАТ.